Автономное существование человека в природе. ОБЖ 6 класс

Автономное существование человека в природе. ОБЖ 6 класс

Со временем он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером

Со временем он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером

«Со временем он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером. Но он не сбился с пути. Это он знал. Скоро он придет в Страну Маленьких Палок.
……..Он знал, что она где-то налево, недалеко отсюда — быть может, за следующим пологим холмом».
Вскоре пошел мокрый снег, и надо было идти дальше. «Он уже не думал ни о Стране Маленьких Палок, ни о Билле, ни о тайнике у реки Диз. Им владело только одно желание: есть!» Ночью снег превратился в холодный дождь. Наступил день — серый день без солнца. Теперь дождя уже не было. Чувство голода притупилось, и осталась лишь тупая, ноющая боль в желудке. Зато мысли стали яснее, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз. Когда проглянуло солнце, путнику удалось определить стороны света. Это не очень помогло, поскольку он теперь уже точно знал, что сбился с пути.
Джек Лондон «Любовь к жизни»

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Цели: — Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; — овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования

Цели: - Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; - овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования

Цели:

— Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
— овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования

Токин мэт Автономное существование

Токин мэт Автономное существование

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных…

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных…

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях

Цели добровольной автономии:
Активный отдых на природе;
Исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе;
Спортивные достижения

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности,…

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности,…

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям

Сорт кардс
Распределите карточки на разные категории
(причины вынужденной автономии)

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования.

ЧС природного характера

Стихийные бедствия
( землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары)

— Резкое изменение природных условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и др.)

— Потеря ориентирования на местности во время похода, экскурсии

— Потеря группы на маршруте во время похода, экспедиции

— Аварии и поломка автотранспортных средств

Аварии на морском и речном транспорте

— Аварии на воздушном транспорте

Главная задача человека попавшего в условия вынужденного автономного существования

Главная задача человека попавшего в условия вынужденного автономного существования

Главная задача человека попавшего в условия вынужденного автономного существования

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель
Настрой человека на выход из этой ситуации, его желание вернуться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему ещё многое нужно сделать.

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств: — перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место; — покидая транспортное средство, взять с собой…

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств: - перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место; - покидая транспортное средство, взять с собой…

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств:

— перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;
— покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
— оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
— сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;
— при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
• направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
• в течение трех суток нет связи и помощи.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необ­ходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Рефлексия Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях: а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария…

Рефлексия Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях: а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария…

Рефлексия


Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;
в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

Выберите из указанных ниже экстремальные ситуации в природе:
а) резкое изменение природных условий, смена климатогеографических условий;
б) неумение ориентироваться на местности, переезд на новое место жительства из одного района города в другой, потеря одним из членов туристической группы личного снаряжения;
в) автономное существование в природных условиях туристической группы, идущей по разработанному маршруту, имеющей необходимое снаряжение и продукты питания.

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся: а) личностные факторы; б) психологические факторы; в) материальные факторы; г) природные факторы

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся: а) личностные факторы; б) психологические факторы; в) материальные факторы; г) природные факторы

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся:
а) личностные факторы;
б) психологические факторы;
в) материальные факторы;
г) природные факторы.
При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?
а) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.
б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.
в) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;
д) нет связи только в течении трёх суток.

Факторы выживания в условиях автономного существования

Чтобы уцелеть в дикой природе, необходимо иметь базу определённых навыков, много знать и уметь. С таким багажом будет легче пережить экстремальные ситуации. При этом нужно иметь представление о навыках выживания в автономных условиях. Отправляясь на прогулку в лес, следует брать с собой тёплые вещи, запас пищи, воды и жизненно необходимые предметы. Без тщательной подготовки исход активного отдыха может быть плачевным.

Факторы выживания и автономного существования

Экстремальное и автономное выживание

Школьный предмет, на котором изучают основы выживания — ОБЖ. Во взрослом возрасте многие не помнят самых основ, и совершенно напрасно. Подготавливаться даже к непродолжительному походу стоит очень хорошо. Базовая подготовка включает знания о том, как добыть пищу и воду, развести и поддерживать костёр, обеспечить защиту от погодных условий и диких зверей, а также оказать первую помощь себе и другому человеку.

Выживание в автономных условиях

Согласно определению, выживание — это комплекс действий, позволяющих спасти себя и других в чрезвычайной или иной опасной ситуации. Автономная обстановка отличается от экстремальной тем, что она не предполагает тщательного обустройства быта. От путешественника требуется умение ориентироваться на местности, прокладывать маршрут и добывать жизненно необходимые ресурсы.

В экстремальной обстановке обычно возникают такие проблемы:

  • отсутствие пищи и воды;
  • необходимость добыть огонь и развести костёр;
  • потребность в сооружении для ночлега.

Если путешественник подготовлен, он легко справится со всеми этими задачами. В противном случае можно столкнуться с неудачей. Если что-то не получается с первого, второго и даже третьего раза, главное — сохранять спокойствие, не поддаваться панике и продолжать попытки.

Факторы выживания в условиях автономного существования

Оставшись один на один с природой, необходимо сохранять хладнокровие. Отсутствие страха и волнения — залог выживания. И наоборот, если суетиться и нервничать, можно ухудшить ситуацию, даже когда с собой есть всё нужное. В какой-то момент продовольствие и вода закончатся, и тогда придётся добывать их самостоятельно, а в состоянии паники вряд ли получится действовать грамотно и обдуманно.

Цивилизованный человек, не попадавший ранее в столь сложную ситуацию, даже не представляет себе, с чем ему придётся столкнуться. Поэтому нужно заблаговременно приобрести все практические умения, которые могут пригодиться в необычной обстановке.

Основные навыки

Чтобы суметь выжить в автономных условиях, необходимо знать, из чего складывается базовый набор знаний и умений — основы, без которых не удастся долго протянуть вдали от цивилизации. Есть несколько основных моментов, с которыми стоит разобраться и взрослым, и детям, причём теория и практика одинаково важны.

Добыча огня и воды

Умение добывать огонь, разводить и поддерживать костёр будет незаменимым в любое время года. Зимой простейший очаг позволит пережить мороз, а летом — просто согреться, если ночь выдалась холодной. Кроме того, костёр нужен, чтобы готовить пищу, потому что всё найденное или добытое на природе для еды необходимо подвергать термической обработке.

Разжигать костер

Огонь следует разводить при помощи спичек или огнива. Этому стоит обучить даже детей. Костёр обустраивается по такому принципу: либо он горит жарко, либо долго. В первом случае можно быстро согреться и просушить вещи, во втором — приготовить еду, вскипятить воду.

Добыча воды в автономных условиях осуществляется с помощью целлофановых пакетов. Отправляясь в лес, нужно взять с собой несколько штук. Важно: организм быстрее расходует влагу, когда человек попадает в экстремальные условия, поэтому начинать собирать воду нужно раньше, чем закончатся её запасы.

Нельзя пить любую пресную жидкость, которую удастся обнаружить, так как в ней могут присутствовать опасные бактерии. Если есть сомнения в чистоте воды, желательно прокипятить её на костре.

С помощью целлофана воду собирают так:

Добыча воды

  • выбирают веточку с листьями;
  • надевают на неё кулёк;
  • плотно завязывают край или обматывают его ниткой;
  • через несколько часов, когда внутри появятся капельки влаги, снимают конструкцию и сливают жидкость;
  • выбирают другую веточку и повторяют процедуру.

Ориентирование на местности

Выживание в автономных условиях требует умения находить дорогу, а значит, ориентироваться на местности. Главные инструменты:

  • компас;
  • карта;
  • природные признаки.

Компас

Карта не просто должна быть при себе — необходимо научиться её читать. Есть множество топографических знаков, у каждого из которых своё значение. Такие знания очень помогут, когда человек окажется вдали от цивилизации.

Базовый навык — умение определять стороны света. Также важно научиться находить точку стояния — место, где находится человек в данный момент. Имея карту, следует соотнести её со сторонами света. Для этого находят крупные линейные ориентиры, включая такие:

Выживание в условиях автономного существования

  • границы леса;
  • протяжённые участки рельефа (холмы, равнины, овраги);
  • реки;
  • ручьи;
  • дороги;
  • просеки.

Если при себе нет карты, стороны горизонта придётся определять по окружающим предметам или небесным светилам.

Отработать навыки стоит заранее, применяя разные упражнения. Одно из наиболее эффективных — продолжительное азимутальное движение в заданном направлении.

Повадки зверей

Знание повадок диких животных — важнейший фактор выживания в условиях автономного существования. Проходя через лесную местность, стоит быть предельно внимательным. Поведение различных животных отличается, и описать все нюансы кратко не представляется возможным. Например, о змеях стоит знать, что при встрече с ними нельзя нападать или бросать предметы. Лучше отойти в сторону и дождаться, пока пресмыкающееся уползёт.

Встреча с медведем

Без причины животное не нападает. Спровоцировать его могут громкие звуки, но только если идут один или два человека. При перемещении по лесу группой, напротив, нужно шуметь и переговариваться как можно громче. Тогда звери будут обходить компанию стороной.

Обнаружив детёнышей, нельзя подходить к ним, трогать и даже фотографировать. Если поблизости есть мать, заигрывания с потомством могут закончиться плачевно. Лучше обойти детёнышей стороной, причём как можно дальше.

Увидев медведя, нельзя убегать, падать или поворачиваться к нему спиной. Нужно потихоньку пятиться задом и одновременно звать на помощь. Рекомендуется поднять над головой куртку или другую одежду, чтобы казаться выше — это может отпугнуть зверя. Не стоит лезть на дерево, потому что зверь заберётся следом, и тогда уже не удастся спастись.

Два волка

При встрече с волком тоже нельзя поворачиваться спиной и пытаться убежать. Также не следует смотреть зверю в глаза — он воспримет это как вызов. Можно залезть на ближайшее дерево и дождаться, пока волк уйдёт.

Ещё одно опасное животное, которое встречается в лесах — дикий кабан. Он очень осторожен, хорошо слышит и старается уйти подальше от человека. Здоровые самцы не представляют опасность, а вот раненых кабанов и самок с детёнышами стоит остерегаться. Убежать от кабана не получится, единственный выход — взобраться на дерево. Зверь не будет дожидаться и уйдёт. Чтобы отпугнуть его, можно бросать предметы, которые есть в карманах, или ветки.

Оказание помощи и сооружение укрытия

В автономных условиях нередко возникают ситуации, когда человеку требуется первая помощь. Неприятность может произойти даже со здоровым туристом, а тот, кто болен, подвергается повышенному риску. Происшествия, когда нужно оказывать первую помощь:

Первая помощь

  • ушиб;
  • растяжение;
  • перелом;
  • вывих;
  • потеря сознания;
  • сердечный приступ;
  • ожог;
  • обморожение;
  • тепловой удар;
  • укус животного или насекомого.

Во время обучения навыкам оказания первой помощи упор делается на отработку движений и привычку действовать хладнокровно. Если человек растеряется, толку будет мало. Для каждого случая есть набор действий, которые нужно выполнить в определённой последовательности. Кроме того, важно знать, какие медикаменты или подручные средства можно использовать в критической ситуации. Тогда в случае травмы, приступа или другого происшествия путешественник сможет спасти спутника или себя.

Первая помощь при ушибе

Когда еда и вода добыты, костёр разведён, а первая помощь оказана, стоит приступать к обустройству места для ночлега. Надёжное укрытие можно изготовить из толстых сучьев, веток и лапника. Есть несколько типов шалашей, выполняющих разные функции, так что важно сразу определиться с конструкцией. Имеет значение и то, где будет располагаться шалаш. Места, где его лучше не ставить:

  • под скалой;
  • в ложбине со следами воды;
  • на продуваемом со всех сторон участке;
  • на звериной тропе.

Лучше выбрать такой тип шалаша, который можно возвести с минимальными усилиями. Ветки и лапник на крыше укладывают так, чтобы дождевые капли стекали не внутрь, а на края. Пол в укрытии устилают листьями или лапником.

Психологическая и физическая подготовка

Психологическая подготовка — ещё один важный фактор выживания и автономного существования. Она заключается в том, что человек учится доводить действия до автоматизма. Это нужно, чтобы в любой ситуации руки и мозг действовали слаженно. Не стоит недооценивать важность таких мероприятий: нередко даже опытные туристы теряются, оказавшись в непривычной ситуации, а всё потому, что не могут применять навыки, которыми обладают.

Выживание это

Важно: тренировки бывают эффективнее, когда они проводятся под руководством инструктора, который подаёт правильный пример.

Физическая подготовка предполагает разнообразные нагрузки. Они должны быть регулярными и не чрезмерными, но достаточными для того, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Если в семье есть дети, заниматься нужно вместе. Тогда у младших членов семьи с ранних лет выработаются полезные привычки. Базовые упражнения:

  • бег;
  • отжимание;
  • подтягивания.

Обж выживание определение правила

От автономных условий экстремальные отличает фактор внезапности. В первом случае человек более подготовлен. Он заранее изучает обстановку, в которой предстоит оказаться, готовится к походу, берёт набор необходимых вещей, запас воды и продовольствия. Присутствует и моральная подготовка.

Экстремальные условия похожи на автономные, но главное отличие в том, что человек не подготовлен к ситуации морально. Так, попасть в сложную обстановку можно в результате авиакатастрофы, стихийного бедствия, аварии. Кроме того, можно просто сбиться с пути и заблудиться.

В обоих случаях отсутствие привычного комфорта требует умения приспосабливаться к обстановке. Шансы на выживание наиболее высоки у тех, кто готов к трудностям морально, теоретически и практически. Уверенность в себе поможет в нужный момент, не дав растеряться.

I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.

Чтобы уцелеть в дикой природе, необходимо иметь базу определённых навыков, много знать и уметь. С таким багажом будет легче пережить экстремальные ситуации. При этом нужно иметь представление о навыках выживания в автономных условиях. Отправляясь на прогулку в лес, следует брать с собой тёплые вещи, запас пищи, воды и жизненно необходимые предметы. Без тщательной подготовки исход активного отдыха может быть плачевным.

Факторы выживания и автономного существования

Экстремальное и автономное выживание

Школьный предмет, на котором изучают основы выживания — ОБЖ. Во взрослом возрасте многие не помнят самых основ, и совершенно напрасно. Подготавливаться даже к непродолжительному походу стоит очень хорошо. Базовая подготовка включает знания о том, как добыть пищу и воду, развести и поддерживать костёр, обеспечить защиту от погодных условий и диких зверей, а также оказать первую помощь себе и другому человеку.

Выживание в автономных условиях

Согласно определению, выживание — это комплекс действий, позволяющих спасти себя и других в чрезвычайной или иной опасной ситуации. Автономная обстановка отличается от экстремальной тем, что она не предполагает тщательного обустройства быта. От путешественника требуется умение ориентироваться на местности, прокладывать маршрут и добывать жизненно необходимые ресурсы.

В экстремальной обстановке обычно возникают такие проблемы:

  • отсутствие пищи и воды;
  • необходимость добыть огонь и развести костёр;
  • потребность в сооружении для ночлега.

Если путешественник подготовлен, он легко справится со всеми этими задачами. В противном случае можно столкнуться с неудачей. Если что-то не получается с первого, второго и даже третьего раза, главное — сохранять спокойствие, не поддаваться панике и продолжать попытки.

Факторы выживания в условиях автономного существования

Оставшись один на один с природой, необходимо сохранять хладнокровие. Отсутствие страха и волнения — залог выживания. И наоборот, если суетиться и нервничать, можно ухудшить ситуацию, даже когда с собой есть всё нужное. В какой-то момент продовольствие и вода закончатся, и тогда придётся добывать их самостоятельно, а в состоянии паники вряд ли получится действовать грамотно и обдуманно.

Цивилизованный человек, не попадавший ранее в столь сложную ситуацию, даже не представляет себе, с чем ему придётся столкнуться. Поэтому нужно заблаговременно приобрести все практические умения, которые могут пригодиться в необычной обстановке.

Советы, как правильно себя вести

Вынужденная автономия человека в большинстве случаев заставляет его инстинктивно сохранять свои силы. Организм будто чувствует, что оказался в нелегкой ситуации. Он делает все возможное, чтобы уберечься от неблагоприятных факторов. Но, как бы там ни было, не помешают определенные советы тем, кто вынужден выживать.

Вы попали в экстремальные условия? В первую очередь успокойтесь! Взвесьте ситуацию. Определите факторы, представляющие наибольшую опасность. После этого подумайте, как можно избежать их.

По возможности определите, где вы находитесь сейчас. Примите решение, оставаться ли на месте в ожидании людей или двигаться им навстречу.

Вынужденная автономия человека в природной среде требует рационального распределения собственных сил. Это значит, что за тот или иной промежуток времени вам надо выполнять те или иные задачи. Они должны быть посильными. Помните, что переутомление является недопустимым. Не забывайте повторять про себя, что паника не принесет ничего хорошего. Победите свой страх и держите под контролем эмоции.

вынужденная автономия человека

Основные навыки

Чтобы суметь выжить в автономных условиях, необходимо знать, из чего складывается базовый набор знаний и умений — основы, без которых не удастся долго протянуть вдали от цивилизации. Есть несколько основных моментов, с которыми стоит разобраться и взрослым, и детям, причём теория и практика одинаково важны.

Добыча огня и воды

Умение добывать огонь, разводить и поддерживать костёр будет незаменимым в любое время года. Зимой простейший очаг позволит пережить мороз, а летом — просто согреться, если ночь выдалась холодной. Кроме того, костёр нужен, чтобы готовить пищу, потому что всё найденное или добытое на природе для еды необходимо подвергать термической обработке.

Разжигать костер

Огонь следует разводить при помощи спичек или огнива. Этому стоит обучить даже детей. Костёр обустраивается по такому принципу: либо он горит жарко, либо долго. В первом случае можно быстро согреться и просушить вещи, во втором — приготовить еду, вскипятить воду.

Добыча воды в автономных условиях осуществляется с помощью целлофановых пакетов. Отправляясь в лес, нужно взять с собой несколько штук. Важно: организм быстрее расходует влагу, когда человек попадает в экстремальные условия, поэтому начинать собирать воду нужно раньше, чем закончатся её запасы.

Нельзя пить любую пресную жидкость, которую удастся обнаружить, так как в ней могут присутствовать опасные бактерии. Если есть сомнения в чистоте воды, желательно прокипятить её на костре.

С помощью целлофана воду собирают так:

Добыча воды

  • выбирают веточку с листьями;
  • надевают на неё кулёк;
  • плотно завязывают край или обматывают его ниткой;
  • через несколько часов, когда внутри появятся капельки влаги, снимают конструкцию и сливают жидкость;
  • выбирают другую веточку и повторяют процедуру.

Ориентирование на местности

Выживание в автономных условиях требует умения находить дорогу, а значит, ориентироваться на местности. Главные инструменты:

  • компас;
  • карта;
  • природные признаки.

Компас

Карта не просто должна быть при себе — необходимо научиться её читать. Есть множество топографических знаков, у каждого из которых своё значение. Такие знания очень помогут, когда человек окажется вдали от цивилизации.

Базовый навык — умение определять стороны света. Также важно научиться находить точку стояния — место, где находится человек в данный момент. Имея карту, следует соотнести её со сторонами света. Для этого находят крупные линейные ориентиры, включая такие:

Выживание в условиях автономного существования

  • границы леса;
  • протяжённые участки рельефа (холмы, равнины, овраги);
  • реки;
  • ручьи;
  • дороги;
  • просеки.

Если при себе нет карты, стороны горизонта придётся определять по окружающим предметам или небесным светилам.

Отработать навыки стоит заранее, применяя разные упражнения. Одно из наиболее эффективных — продолжительное азимутальное движение в заданном направлении.

Повадки зверей

Знание повадок диких животных — важнейший фактор выживания в условиях автономного существования. Проходя через лесную местность, стоит быть предельно внимательным. Поведение различных животных отличается, и описать все нюансы кратко не представляется возможным. Например, о змеях стоит знать, что при встрече с ними нельзя нападать или бросать предметы. Лучше отойти в сторону и дождаться, пока пресмыкающееся уползёт.

Встреча с медведем

Без причины животное не нападает. Спровоцировать его могут громкие звуки, но только если идут один или два человека. При перемещении по лесу группой, напротив, нужно шуметь и переговариваться как можно громче. Тогда звери будут обходить компанию стороной.

Обнаружив детёнышей, нельзя подходить к ним, трогать и даже фотографировать. Если поблизости есть мать, заигрывания с потомством могут закончиться плачевно. Лучше обойти детёнышей стороной, причём как можно дальше.

Увидев медведя, нельзя убегать, падать или поворачиваться к нему спиной. Нужно потихоньку пятиться задом и одновременно звать на помощь. Рекомендуется поднять над головой куртку или другую одежду, чтобы казаться выше — это может отпугнуть зверя. Не стоит лезть на дерево, потому что зверь заберётся следом, и тогда уже не удастся спастись.

Два волка

При встрече с волком тоже нельзя поворачиваться спиной и пытаться убежать. Также не следует смотреть зверю в глаза — он воспримет это как вызов. Можно залезть на ближайшее дерево и дождаться, пока волк уйдёт.

Ещё одно опасное животное, которое встречается в лесах — дикий кабан. Он очень осторожен, хорошо слышит и старается уйти подальше от человека. Здоровые самцы не представляют опасность, а вот раненых кабанов и самок с детёнышами стоит остерегаться. Убежать от кабана не получится, единственный выход — взобраться на дерево. Зверь не будет дожидаться и уйдёт. Чтобы отпугнуть его, можно бросать предметы, которые есть в карманах, или ветки.

Оказание помощи и сооружение укрытия

В автономных условиях нередко возникают ситуации, когда человеку требуется первая помощь. Неприятность может произойти даже со здоровым туристом, а тот, кто болен, подвергается повышенному риску. Происшествия, когда нужно оказывать первую помощь:

Первая помощь

  • ушиб;
  • растяжение;
  • перелом;
  • вывих;
  • потеря сознания;
  • сердечный приступ;
  • ожог;
  • обморожение;
  • тепловой удар;
  • укус животного или насекомого.

Во время обучения навыкам оказания первой помощи упор делается на отработку движений и привычку действовать хладнокровно. Если человек растеряется, толку будет мало. Для каждого случая есть набор действий, которые нужно выполнить в определённой последовательности. Кроме того, важно знать, какие медикаменты или подручные средства можно использовать в критической ситуации. Тогда в случае травмы, приступа или другого происшествия путешественник сможет спасти спутника или себя.

Первая помощь при ушибе

Когда еда и вода добыты, костёр разведён, а первая помощь оказана, стоит приступать к обустройству места для ночлега. Надёжное укрытие можно изготовить из толстых сучьев, веток и лапника. Есть несколько типов шалашей, выполняющих разные функции, так что важно сразу определиться с конструкцией. Имеет значение и то, где будет располагаться шалаш. Места, где его лучше не ставить:

  • под скалой;
  • в ложбине со следами воды;
  • на продуваемом со всех сторон участке;
  • на звериной тропе.

Лучше выбрать такой тип шалаша, который можно возвести с минимальными усилиями. Ветки и лапник на крыше укладывают так, чтобы дождевые капли стекали не внутрь, а на края. Пол в укрытии устилают листьями или лапником.

Психологическая и физическая подготовка

Психологическая подготовка — ещё один важный фактор выживания и автономного существования. Она заключается в том, что человек учится доводить действия до автоматизма. Это нужно, чтобы в любой ситуации руки и мозг действовали слаженно. Не стоит недооценивать важность таких мероприятий: нередко даже опытные туристы теряются, оказавшись в непривычной ситуации, а всё потому, что не могут применять навыки, которыми обладают.

Выживание это

Важно: тренировки бывают эффективнее, когда они проводятся под руководством инструктора, который подаёт правильный пример.

Физическая подготовка предполагает разнообразные нагрузки. Они должны быть регулярными и не чрезмерными, но достаточными для того, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Если в семье есть дети, заниматься нужно вместе. Тогда у младших членов семьи с ранних лет выработаются полезные привычки. Базовые упражнения:

  • бег;
  • отжимание;
  • подтягивания.

Обж выживание определение правила

От автономных условий экстремальные отличает фактор внезапности. В первом случае человек более подготовлен. Он заранее изучает обстановку, в которой предстоит оказаться, готовится к походу, берёт набор необходимых вещей, запас воды и продовольствия. Присутствует и моральная подготовка.

Экстремальные условия похожи на автономные, но главное отличие в том, что человек не подготовлен к ситуации морально. Так, попасть в сложную обстановку можно в результате авиакатастрофы, стихийного бедствия, аварии. Кроме того, можно просто сбиться с пути и заблудиться.

В обоих случаях отсутствие привычного комфорта требует умения приспосабливаться к обстановке. Шансы на выживание наиболее высоки у тех, кто готов к трудностям морально, теоретически и практически. Уверенность в себе поможет в нужный момент, не дав растеряться.

Выживание в лесу в реальной жизни без всего. Как выжить в лесу, если вы заблудились

является
отчуждение человека от природы
, а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя от
погодных условий
. Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека создана
искусственная среда обитания
. Поэтому, человек, попавший в
естественную природную среду
, может находиться в
опасности
из-за того, что он лишен всех
благ цивилизации
. Об этом мы и поговорим.

Автономным существованием
человека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях
. Начнём с того, что такое
существование
может быть
добровольным
или
вынужденным.Добровольное
автономное существование в природной среде – это ситуация, когда
человек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях
с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут быть
пикник
или
поход
. Если же
человек
, по независящим от него обстоятельствам оказался
отрезан от цивилизации
, то это
вынужденное автономное существование
в природной среде.

Автономное существование человека в природной среде

Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу

. Важно понимать, что если вы
добровольно
попали в
природную среду
, то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили. Если же вы попали в
природную среду
не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы
выйти к людям
,
сохранить жизнь и здоровье
.

Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника

при хорошей погоде в течение двух-трёх часов. Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить в
природных условиях
хотя бы один день, необходимо
уметь обеспечить себя пищей и водой
, не говоря уже о том, чтобы
приготовиться к ночлегу
. Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужно
изучить местность
, на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемые
погодные условия
и только в соответствии с этим составить
список необходимых вещей
.

Если же ваше пребывание в естественной среде

вынуждено, то, в первую очередь, нужно
успокоиться
и реально
оценить обстановку
. Как вам уже говорили сотни раз,
паника ни к чему хорошему не приведёт
и только усугубит ситуацию. Поэтому нужно
успокоиться
, не падать духом и составить, хотя бы примерный
план действий
, исходя из сложившейся ситуации.

Автономное существование человека в природной среде

Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта

, а уже вечереет, то ясно, что вам придётся
готовиться к ночлегу
. Значит, нужно найти более или менее
безопасное место
, по возможности
рядом с водоёмом
. Кроме того, важнейшей задачей является
определение направления
, в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важных
выводов
. Оказавшись в
природной среде
, человек может достаточно долго сохранять свои
силы
, очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведёт
автономное пребывание человека в природной среде,
зависит от его
способности обеспечивать свои жизненные потребности
в определённые сроки. Поэтому, в той или иной степени каждый
человек
должен быть
подготовлен к существованию в природных условиях
.

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ

Махмудов Р.Р.

Лекция № ____

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ

Случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один на один с природой. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно, т.е. за счет ограниченных запасов пищи, воды, используя имеющееся снаряжение для поддержания жизни. При автономном существовании в безлюдной местности; удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда; превращается в трудноразрешимую проблему.

Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев — образования, профессиональных, навыков, материального положения и т.д., а совсем от других—солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений.

В связи с этим в последние годы сложилась новая область медицины, которая занимается вопросами выживания человека при автономном его пребывании в крайне тяжелых для обитания географических районах.

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях

Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, исполь­зуя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это запланированный и подготовленный человеком ситуация, когда случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

· ¦ лишения транспортного средства;

· ¦ потери человека, знающего местность;

· ¦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

· ¦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

· ¦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

· ¦ неумение ориентироваться на местности;

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека

в условиях добровольной автономии
направлена
на выполнение поставленной цели, а в условиях вы­нужденной — на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, фи­зическая и психологическая подготовка к предстоящим испыта­ниям.

Наиболее доступным и распространенным видом доброволь­ной автономии является активный туризм.

Любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.

Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов воды, пищи, эффективности аварийного снаряжения и др.

Важное значение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях автономного существования имеют внешняя среда, климатические условия

. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое.

От психофизических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости.

Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать. Под выживанием понимают — активные, , целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с максимальной эффективностью имеющееся снаряжение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды и обеспечения потребностей организма в воде и пище

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.

При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления.

Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия.

Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач выживания:

¨ преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

¨ оказание первой медицинской помощи пострадавшим (если таковые имеются);

¨ защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

¨ обеспечение водой и пищей;

¨ определение своего местонахождения;

¨ установление связи и подготовка средств сигнализации.

Конспект урока по ОБЖ на тему «Автономное пребывание человека в природе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ГБОУ СОШ г. Беслан

Преподаватель ОБЖ Каргиев В.К.

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
10 КЛАСС.
Цель урока:

Ознакомить учащихся с понятием и особенностями автономного существования человека в природной среде, добровольное и вынужденная автономия.

Учебно-наглядный комплекс:

ПК, проектор, компасы.

Руководство:

учебник ОБЖ 10 класс, НВП – 1985г, Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» Москва 2004г.

Задачи урока:

  1. Добровольная и вынужденная автономия.
  2. Способы ориентирования на местности и по компасу.
  3. Устройство ночлега, движение по маршруту.
  4. Международные коды спасения.
  5. Сигналы бедствия.
  6. Принятие решения о движении или стоянке на месте ЧС.

I. Вступительная часть

  • Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
  • Автономное существование человека в природных условиях может быть — 1. добровольным 2. вынужденным.

II. Основная часть

— объяснение нового материала:

Автономное существование человека в природной среде

– это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным

или
вынужденным.
1. Добровольная автономия

– это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

2. Вынужденная автономия

– это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Задачи добровольной автономии

могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др. Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой.

Вынужденная автономия

накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

  1. Ориентирование: по местным предметам и компасу. Слайдовое сопровождение.

Ориентированием

называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (N), Юг (S), Восток (О), Запад (W). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

Определение сторон горизонта по компасу. Слайд 1, 2

Наличие исправного компаса снимает практически все проблемы определения сторон горизонта. Метод его применения общеизвестен. Исправность компаса проверяется путем поднесения к стрелке металлического предмета и выведения стрелки из устойчивого равновесия. После удаления металлического предмета стрелка должна установиться в исходное положение. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, то такой компас использовать нельзя. В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.

Определение сторон горизонта по небесным светилам, по звездам, луне и солнцу. Сайды 3,4,5,6

В ясную солнечную погоду определить стороны горизонта можно по Солнцу. Около 7 ч утра Солнце бывает на востоке, в 13 ч — на юге, около 19 ч — на западе. При наличии часов стороны горизонта определяются следующим образом. Часовую стрелку необходимо направить на Солнце, при этом положении часов прямая, делящая угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг. Часы должны показывать местное время.

В ночное время суток при отсутствии облаков и тумана стороны горизонта можно определить по положению Полярной звезды. Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью.

Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Определение сторон горизонта по местным признакам. Слайд 8,9,10

Приближенно судить о расположении сторон горизонта можно по местным признакам. Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней. Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны. Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.

В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.

Надежным ориентиром в лесу являются зарубки на стволах деревьев. Они наносятся на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на дереве нескольких зарубок является свидетельством близости дороги или стоянки.

Направление сторон горизонта можно определить по расположению церковного алтаря. В православных церквах он всегда находится на восточной стороне, а в католических костелах — на западной стороне. Кресты на крышах ориентированы в направлении «север-юг». Приподнятый конец нижней перекладины ориентирован на север. Могилы ориентированы с запада на восток, при этом крест устанавливается с восточной стороны и ориентирован с севера на юг.

При ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному-двум наблюдениям. Выводы можно делать только после многократной проверки первоначальных результатов.

  1. Факторы выживания.

Первая группа, способствующая выживанию:

— состояние здоровья, морально-волевые качества и психофизиологическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

— уровень подготовленности человека к экстремальным условиям природной среды

— наличие средств (снаряжение, пища, вода, подручные материалы)

Вторая группа, препятствующая выживанию:

— неблагоприятные климатические условия

— хищная и ядовитая фауна и флора

— снижение физической и психологической активности, чувство одиночества, утомление, болезнь, получение какого-либо физического увечья

Первоочередные задачи в экстремальных и бедственных ситуациях при вынужденной автономии:

  1. Выбраться самим и помочь перебраться другим в безопасное место.
  2. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
  3. Покидая транспортное средство взять с собой имущество, которое может пригодится в автономном существовании.
  4. Сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождения.
  5. При необходимости соорудить укрытие.

Решение оставаться на месте аварии:

  1. Сигнал бедствия передан, местонахождение известно.
  2. Местонахождения точно не определено. Местность незнакомая и труднопроходимая.
  3. Большая часть людей не может передвигаться самостоятельно из-за полученных травм.

Решение об уходе с места аварии:

  1. Точно известно местонахождение и маршрут движения.
  2. Возникла непосредственная угроза жизни.
  3. Люди не могут быть обнаружены в данном месте, по каким либо причинам.
  4. В течение трех суток нет связи.
  1. Международные коды спасения. Сигналы спасения. Слайды 16,17,18

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету.

III. Закрепление материала;

— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

— Какие способы ориентирования вы знаете?

— Как организовать ночлег?

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, попавший в вынужденную автономию в природной среде?

1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

IV. Домашнее задание:

Добровольная автономия человека в природной среде

Добровольная автономия человека в природной среде

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее 6 дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская. Цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Француз Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясён тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не по причине утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать её. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе содержится почти всё, в чём нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать её или просто выдавить из неё лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабжённой парусом, провёл в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счёт того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведённая с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней надежды.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Фёдор Конюхов в 2002 г.: он пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Фёдор Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счёту свыше сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и воехождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест — полюс высоты, мыс Горн — полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Фёдора Конюхова — это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

Презентация на тему "Автономное существование человека в природе" 10 класс

Презентация: Автономное существование человека в природе

Интересует тема «Автономное существование человека в природе»? Лучшая презентация на эту тему представлена здесь! Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Также представлены другие презентации по ОБЖ для 10 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Автономное существование человека в природе

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.

Автономное существование

это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях.

Автономноесуществование

Добровольная автономия– это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях. Вынужденная автономия– это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств один на один с дикой природой, могут в течение длительного времени сохранять силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов, если построят временное укрытие, хотя бы простейшее. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить лагерь или убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

Источники:

https://znanio.ru/media/avtonomnoe-suschestvovanie-cheloveka-v-prirode-obzh-6-klass-2653987
https://hendmeid24.ru/interesnoe/faktory-vyzhivaniya
https://best4men.ru/pitanie/avtonomnoe-sushchestvovanie-cheloveka.html
https://ohotanaotdih.ru/vyzhivanie/avtonomnoe-sushchestvovanie-cheloveka.html
https://pptcloud.ru/obzh/avtonomnoe-suschestvovanie-cheloveka-v-prirode

Автономное добровольное существование человека в природе

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru