Несчастные случаи в альпинизме и их причины: разбор, ошибки, выводы

Про несчастные случаи в альпинизме и их причины: анализ, ошибки, разбор

Мы давно собирались поднять в статьях тему несчастных случаев в альпинизме. Так, чтобы это были размышления, основанные на личном опыте, с разбором случаев из жизни и выводами, которыми смогут воспользоваться начинающие (да и продолжающие) альпинисты и горные туристы и, возможно, где-то избежать чужих ошибок. Опытом делится новосибирский альпинист, МС по альпинизму, трёхкратный чемпион России Александр Парфёнов.

Как-то, когда я ещё учился в институте, мне попалась в руки дипломная работа «Анализ статистики авиационных происшествий самолётов третьего поколения». Казалось бы, какое отношение это имеет к теме нашего с вами разговора: тут про горы, а там про самолёты, горы твёрдые, в них ходят во всех смыслах (иногда даже ходят по нависанию), а самолёты летают по воздуху и вообще не пойми на чём держатся. В той статье было подробное исследование авиакатастроф и их причин по факторам, а тогда умели исследовать — ради выяснения обстоятельств иногда приходилось проводить раскопки на месте аварии до 17 метров в глубину! Так вот, больше всего меня поразила в той работе одна цифра: доля аварий по вине человеческого фактора равна 0,97. Что это значит? Лишь то, что в 97 из 100 авиакатастроф виноваты сами люди, а не техника — люди, которые готовят самолёт в полёт, диспетчеры (для гражданской авиации), пилоты. И лишь в 3% случаев виновато «железо», которое также изготавливается людьми.

Для гор, вторя этой классификации, я бы разделил причины несчастных случаев (аварий, катастроф) на объективные и субъективные. К объективным стоит отнести те факторы, которые можно описать литературным выражением «жизнь гор»: камнепады, лавины, обвалы ледопадов, землетрясения и т.д. К субъективным — те, что зависят от решений и действий человека. Эта классификация весьма условна, ведь можно не пойти по лавиноопасному склону, не ходить по камнепадоопасному гребню и вовсе сидеть дома. Но так нам будет проще.

В этой статье мы рассмотрим в основном субъективные факторы, а объективных коснёмся лишь вскользь.

Несоответствие реального, воображаемого и необходимого уровня спортсмена выбранному маршруту или попросту горе

Неверный, закреплённый многочисленными повторениями приём, технический навык или «сто раз так делал!»

Первый и, пожалуй, самый распространённый сейчас фактор. Если взять статистику происшествий и несчастных случаев в горах, львиная доля придётся на неспортивный туризм и альпинизм. Это люди, массово осаждающие Эверест, Эльбрус, Ленина, Белуху.

Из списка погибших в горах россиян и иностранцев на территории России за 2017, приведённого на RISK-е 10 из 19 человек совершали восхождения самостоятельно, не являясь спортивной туристической группой или участниками альпмероприятия, из них 5ро во время восхождения на Эльбрус или в его окрестностях.

Отмотаем 10 лет назад. Статистика почти та же (risk.ru, с ссылкой на Сергея Шибаева): 18 погибших, из них минимум 10 не являлись участниками спортивных походов или восхождений в рамках альпмероприятий, из них двое на Эльбрусе, один на Белухе. Кажущаяся простота манит.

Дело в том, что в альпинизме и горном туризме действует вполне себе дарвиновская система отбора. По мере выполнения разрядных требований у спортсмена формируются навыки, опыт, а люди слабые, не готовые физически или морально, отсеиваются на всех этапах, начиная с 1Б и не заканчивая никогда. Всегда есть гора, на которую Иван Иваныч с Петром Петровичем могут пойти, сходить и вернуться, а Степан Степаныч — нет, крутовато будет!

Конечно, разрядные требования в альпинизме и туризме весьма субъективны: можно запросто закрыть мастера спорта на жумаре в том и другом виде спорта (в туризме сейчас нет мастеров, только КМС), в простых районах, выполняя минимальные разрядные требования, двигаться от клетки к клетке. Но этот отбор не прекращается никогда: даже после выполнения мастера твоё спортивное будущее зависит от потенциальных напарников, от команды, ведь в горы тебя позовут не за красивые глаза, а за стойкость, надёжность, умение работать в команде. Во время спортивного совершенствования ты приобретаешь опыт, все необходимые технические навыки, физическую форму, и, кроме того, что немаловажно, знакомишься с моральными принципами «товарищей по оружию». Это абсолютные истины, учащие коллективной выживаемости в горах, — беспрекословно подчиняться руководителю группы, действовать группой как единым организмом, ставя на второй план свои «хотелки» и амбиции, равноценно нагружать каждого из участников. Нельзя всё сваливать на одного, пусть даже самого сильного члена коллектива, и дежурства, и лазание, и тропёжку — всё поровну.

В коммерческом же или самодеятельном туризме и альпинизме человек нередко упускает все эти важные этапы роста, как спортивного, так и морального, приходя в мир гор дилетантом, да ещё и эгоистом. Путь эволюционного развития личности зачастую проходит в другой плоскости — зарабатывания денег. Кроме того, сейчас огромное количество контор, оказывающих гидские услуги ненадлежащего уровня в различных «распиаренных» районах (спрос рождает предложение). Кроме того, гид, по долгу службы, старается в первую очередь сохранить жизнь и здоровье своих клиентов, а уже потом, во вторую очередь, будет оказывать помощь бедствующим людям из других групп.

Примеров множество. Одна группа проходит мимо другой, не оказывая помощи замерзающим или больным, потому что не умеют, нечем, не хотят. Клиент, не умеющий стоять в кошках, улетает и сдёргивает инструктора. Гиды, взявшие полноценную оплату своих услуг, «убегают» от своих клиентов на восхождении, если те идут медленнее, чем остальная группа. Люди, идущие после дедлайна на вершину Хана без палаток, термосов, не умея рыть пещеру, даже не умея, элементарно, спускаться по перилам! Одни «костры амбиций» и минимум навыков.

Для альпинистов-спортсменов это фактор тоже актуален.

Пример 1

Один мой знакомый скорополительно вырос с III разряда до I за год. И решил зимой поехать в весьма суровый район Ала-Арча, чтобы ходить ледовые 5А и 5Б. И собрался он делать это в однослойных, хотя и утеплённых, «зимних» ботинках, да ещё имея привычку потуже затягивать шнурки для фиксации ног на крутых участках льда.

Результат — обморожения и ампутация. Сейчас, из опыта прошедших лет, считаю, что этой ошибки можно было избежать, имея опыт хождения в менее суровых зимних горах или попросту прислушавшись к опыту старших товарищей.

Пример 2

Или другой случай. Девушка, руководитель группы, движется первой по зафирнованному склону пика Талгар. Идёт не в связке, хотя есть верёвка, не пользуясь ледорубом, хотя есть ледоруб, просто в кошках и с треккинговыми палками по 3А. Первое оголение льда — она поскальзывается и летит по склону, не имея возможности затормозиться, ледоруб висит за стяжками рюкзака. В этот раз всё обошлось: наш руководитель группы пропустил её под себя ниже по склону, затем прыгнул и придавил, попутно зарубившись. Эта девушка всё-таки сходила в тот день на Талгар 🙂

То, что девушка шла не в связке и без ледоруба по зафирнованному ледовому склону крутизной 40-45 градусов, явно говорит о том, что её навыки не соответствовали выбранной цели.

Неверный, закреплённый многочисленными повторениями приём, технический навык или «Сто раз так делал!»

Несоответствие реального, воображаемого и необходимого уровня спортсмена выбранному маршруту или попросту горе

Технические приёмы в альпинизме должны отрабатываться до автоматизма, становиться мышечной памятью, особенно те, что связаны с принципом непрерывности страховки. Потому что ясность мышления человека сытого, выспавшегося на сдаче нормативов или соревнованиях, совсем не та, что у двойки, идущей нон-стопом маршрут вторые сутки, или у человека, спускающегося в буран с гребня Победы.

Пример 1

В городе N на соревнованиях для разрядников от второго разряда и выше разрешили не муфтовать карабин на самостраховке. Итог не заставил себя ждать: на второй день девочка «улетела» со станции с высоты 12 метров. Хорошо, что всё обошлось, внизу был склон и снежный сугроб.

Пример 2

Один мой знакомый на тренировочном выезде по невнимательности (здесь — машинальное, бездумное выполнение отработанного навыка, ослабление контроля при выполнении технических приёмов страховки) неправильно вщелкнул «Гри-Гри» (наоборот) и пролез две верёвки ИТО А2-А3 фри соло, хотя не солист и такой задачи перед собой не ставил. НС не произошло, но предпосылки к тому были все, спасло лишь высокое индивидуальное мастерство в технике ИТО. (Далее мы рассмотрим, как складывается событие несчастного случая.)

Пример 3

На спуске первый спустился по перилам, забил два крюка, но не сблокировал их петлёй. В один встал сам, а в другой встегнул конец перил. Когда второй спустился, не дождавшись команды «Перила свободны», он обнаружил лишь одиноко стоящий якорный крюк и встёгнутые в него концы перил.

Все эти случаи объединяет то, что произошли они с профессионалами, не новичками, и являются следствием либо невнимательности к выполнению стандартных приёмов, либо осознанного нарушения правил непрерывности страховки как закреплённого навыка.

Использование несертифицированного, некондиционного снаряжения. Использование снаряжения не по назначению

Использование не сертифицированного, некондиционного снаряжения. Использование снаряжения не по назначению

У вашего снаряжения есть область применения, на которую оно рассчитано. У большинства элементов снаряжения, подвергающихся сертификации, в комплекте идёт инструкция по применению, где чёрным по белому расписано, как пользоваться снаряжением можно и как нельзя. Что, конечно, не отменяет общей грамотности и самообразования, посещения курсов по правильному использованию снаряжения. Кроме того, важно знать, как влияет износ на работоспособность снаряжения, по каким признакам это снаряжение отбраковывать.

Пример 1

Меня много раз убеждали, что верёвку с маркировкой half можно использовать так же, как и основную, одной жилой, просто количество рывков, которое она выдержит, будет меньшим. Это в корне неправильно: верёвки half проходят тесты с меньшими нагрузками и меньшими факторами рывка, последовательно включаются в работу, но с определённого момента совершают работу по амортизации рывка в паре.

Схема испытания на динамический рывок по EN 892

Схема испытания верёвок на динамический рывок по стандарту EN 892. Масса груза — 80 кг, за исключением верёвок half — 55 кг. Пик нагрузок: 12 kN для верёвок single, 8 kN для верёвок half. Схема: www.petzl.com.

Пример 2

Как-то на соревнованиях я видел, как спортсмен спускается по перилам со скоростью свободного падения. «Ноу-хау», — подумали все. А у него просто сломалось пополам изрядно изношенное устройство «восьмёрка». (Да, и такое бывает!) Причём этого спортсмена много раз предупреждали о ненадлежащем состоянии спускового устройства. Обошлось, опять склон «подставил плечи» 🙂

Пример 3

Совсем недавно один известный американский скалолаз погиб во время очередного штатного срыва на спортивном маршруте. Порвалась ветхая страховочная система (беседка), которая, видимо, была дорога ему как память, а теперь может вполне послужить памятником 🙁

Пример 4

Лично видел камалот BD №4 с погнутой осью и деформированными кулачками после того, как он был установлен перпендикулярно линии щели, под 90 градусов к направлению нагрузки, и выдержал срыв.

Иллюстрации правильной и неправильной установки камалотов. Источник: www.dmmclimbing.com

Иллюстрации правильной и неправильной установки камалотов. Источник: www.dmmclimbing.com.

Пример 5

На стенде в альплагере Узункол испытывали образцы самодельного страховочного снаряжения участников спортивного сбора. Одна из самодельных страховочных систем, представленных на испытания, порвалась при нагрузке 165 кгс.

Нехватка теории и практики

Нехватка теории и практики

Отсутствие альпинистских клубов и преподавательских методик в ряде областей и городов России приводит к серьёзным пробелам в навыках. Квалифицированно оказать медицинскую помощь могут лишь единицы. Навыками транспортировки пострадавшего, наложения шин владеют тоже немногие. Выход здесь один — заниматься самообразованием, посещать различные курсы, в большинстве своём платные, читать книжки. Но, как говорил Фауст: «Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет». Нужна ещё и практика.

Пример 1

Лагерь 3 на Хан-Тенгри. У гида подозрение на отёк лёгких, сам передвигаться не может. Пока по ровному и без трещин — тащили на волокушах. Когда подошли к разрывам ледника, потребовалось связать носилки для транспортировки. И вот тут выяснилось, что большинство этого не умеют, никогда не делали или забыли. Хорошо, что нашёлся инструктор с Барнаула, который взял руководство вязанием носилок на себя. Я знаю, они в клубе регулярно этому тренируются. Гида спасли. Между вторым и первым лагерем поднесли медицинский кислород. Всё обошлось.

Излишняя самоуверенность руководителя команды, тактические ошибки

Излишняя самоуверенность руководителя команды, тактические ошибки

Стиль восхождения должен соответствовать навыкам и умениям команды. Умеешь быстро передвигаться по предполагаемому рельефу — пожалуйста, можешь сэкономить на биваке, питании, тёплых вещах, «железе». Не позволяет скорость — все прелести осадного стиля: палатка, платформа, обработанные и провешенные участки маршрута, еды и газа с запасом. Всегда должен быть запас прочности.

Пример 1

Знаменитое прохождение сибирской двойки по маршруту Ручкина (6А) на Свободную Корею меньше чем за сутки из базового лагеря в базовый лагерь. Команда была уверена в своих силах, поэтому не брали бивак, а тёплых вещей — по минимуму. Все прохождения этого и подобных маршрутов на Свободную Корею многодневные, зачастую с платформой.

Пример 2

Двойка вышла на маршрут 6Б, первопрохождение северного ребра семитысячника. Группа взяла по минимуму еды (менее 3 кг на двоих на 10-12 дней), «железа», рассчитывая на хороший стиль восхождения и благоприятные погодные условия. В итоге, из-за непогоды и недостаточной для быстрого передвижения акклиматизации участники восхождения провели более 10 дней на высоте 6000 метров и выше, практически без еды. Да и «железа» для спуска по 2,5-километровой стене было явно недостаточно, учитывая ещё, что лед ниже 6000 метров раскис и стал непригоден для организации дюльферов с проушин Абалакова или самовыкрутов. В итоге, гибель на спуске одного из участников и масштабные спасработы, чтобы спасти второго.

Вообще, идти такой маршрут в двойке было очень и очень рискованно и уж точно располагало к осторожности в тактике.

Пример 3

С достаточной регулярностью самодеятельные альпинисты, делающие восхождение из лагеря 3 (5800) на вершину Хан-Тенгри, пренебрегают писаным кровью правилом: «Не дошёл до вершины в 2 дня — разворачивайся. »

Вершина Хан-Тенгри на закате, вид из лагеря 3.

Вершина Хан-Тенгри на закате, вид из лагеря 3.

В 2017 турецкий альпинист — достаточно опытный, как нам потом сказали — провёл вынужденную ночёвку на вершине (или на гребне) Хан-Тенгри и умер на спуске от сердечной недостаточности на фоне переохлаждения и переутомления.

Гиды и просто альпинисты, совершающие восхождение на Хан, регулярно дают приют в своих палатках таким полуночникам, возвращающимся затемно с вершины и не способным дойти до своих палаток — хорошо, что живые!

Человеческий фактор в лавинах

Человеческий фактор в лавинах

Лавины — это бич для альпинистов, вне зависимости от уровня подготовки и степени мастерства. При том что написано множество книг и методичек по лавинной опасности и предмет достаточно подробно изучен, люди продолжают гибнуть в лавинах. Многие опытные высотники (а именно высотники чаще всего сталкиваются с лавиноопасными склонами) считают, что эрудиции здесь мало, нужно иметь собственный опыт, чувствовать склон.

Как быть, если все признаки говорят о возможной лавиноопасности, а пройти всё же надо? Например, вы замурованы снегопадами на вершине Победы Западной (Важи Пшавела)? Такие ситуации не описываются в методичках, здесь помогут опыт, смекалка и разумный риск. Самый простой способ преодолеть лавиноопасный склон — двигаться по нему, страхуясь за скалы, или вовсе «проскакать» по крупным камням или же облезть по скальному гребешку.

Пример 1

В 2011 мой первый инструктор погиб в родных для него горах ущелья Туюк-Су на спуске с вершины Маншук Маметовой. Это произошло в межсезонье, в ноябре, в период максимальной лавиноопасности. Думаю, количество спусков с этой горы для него перевалило за 20 уж точно. Заслуженный мастер спорта. Лавины не выбирают свою жертву.

Пример 2

В 2013 году мы командой поехали в ущелье Ала-Арча. На разминку решили сходить маршрут 4А на пик БОКС. Маршрут представляет собой зафирнованный склон, переходящий в ледовый склон средней сложности, и, перед выходом на крышу, несколько верёвок несложных скал. Крутизна снежно-ледового участка такова, что там постоянно скапливается снег, готовый сойти лавиной. Когда мы подошли, снега было по колено, а местами и выше. Вообще, самая неприятная часть этого маршрута — подходы, до того как зацепился за лёд.

Иду первым, наступаю, снег под ногами неприятно ухает, иногда проседает по линии, уходящей вправо и влево от следа. Принимаем решение идти там, где из-под снега выступают камни — там лавина не образуется, а если сойдет выше, то не пройдёт по этому участку, обогнёт. Так прошли несколько сот метров, пока впереди не оказалось чистое снежное поле. Справа подходит борт стены, ранклюфт (трещины по стыку ледника и стены) давно засыпан плотным слежавшимся снегом. Движемся туда, вертикально вверх. Зацепившись за скалу, мы прошли до льда уже в безопасности: в связке, одновременно, с надёжными точками. Был ли этот склон лавиноопасным? Да. Но лавиноопасен не всегда значит не проходим.

Психологическое состояние человека и группы в целом

Психологическое состояние человека и группы в целом

Человек

Его психологические качества и текущие эмоции влияют на способность работать надёжно, противостоять невзгодам, не совершая ошибок. Способность человека работать надёжно складывается из нескольких компонентов:

  • Механические навыки, безусловные рефлексы, навыки, заложенные во время восхождений и тренировок (приёмы страховки, спуска, лазание и т.п.)
  • Опыт, знания
  • Состояние в данный момент: усталость, страх, симптомы недостаточной акклиматизации
  • Важным аспектом является настрой, мотивация, во время восхождения альпинист, осознанно или нет, использует лучшие свои качества, а недостатки компенсирует

Группа

Ей принадлежит особая роль в поддержании безопасности. Слабые стороны — как психологические, так и технические — отдельного участника могут растворяться, компенсироваться без потери надёжности, если в группе надлежащая морально-психологическая обстановка.

Но группа сама может представлять потенциальный источник опасности, если в ней нарушены законы психологии малых групп или попросту созданы некомфортные условия для отдельных участников.

Составляющие эффективной работы группы:

  • Определены цели (общность целей, никто не идёт из-под палки)
  • Выполняется необходимый уровень организации, налажено взаимодействие внутри группы и между связками.
  • Есть руководитель, его мнение авторитетно для каждого участника команды, он несёт ответственность за действия группы на маршруте и их последствия
  • Есть обратная связь между членами группы и руководителем
Пример 1

В 2012 году я поехал с товарищами в мощный альпинистский район, в нынешнее время неоправданно забытый, — Терскей. Прошло всего полгода после операции, и я не мог лазить в скальных туфлях, даже на скалодроме лазил в двухрантовых горных ботинках. Также были проблемы (они, к сожалению, остались и по сей день) на спуске вниз по склону. Я очень переживал, не буду ли я слабым звеном в команде, да и смогу ли вообще ходить технически сложные маршруты.

Но команда была отличная, состояла из друзей, и мы отходили вполне успешно. Там, где не мог лезть я — на катушках и бараньих лбах — меня подменял мой друг Миша. На спуске меня разгружали, старались как бы невзначай идти с моей скоростью, не показывая, что делают это для меня. Ну, а как только я дорвался до лидирования на льду… В общем, мы выбежали ледовую 5Б с почти полуторакилометровым перепадом на пик Джигит «до обеда».

Связка на гребне Джигита

Связка на гребне Джигита.

Пример 2

У Валерия Хрищатого в книге «Мы растворяемся в стихии» описывается, что в дневниковой записи руководителя группы была фраза «Я протащу группу через этот маршрут, чего бы мне этого ни стоило!» Группа не вернулась с маршрута.

Пример 3

Во время учебно-тренировочных восхождений на I разряд в зимнее время инструктор уговорил группу идти ледовый маршрут 4Б, а после неудавшейся попытки в этот же день — на комбинированный маршрут 4А. Участники группы не были замотивированы на вторую попытку за день, были утомлены, да и уровень не позволял уверенно лезть маршруты такой сложности в условиях усталости. Результат — срыв лидера, закончившийся серьёзными травмами и чуть было не приведший к смерти спортсмена.

Разбор восхождения

Разбор восхождения

Из каждого успешного, неуспешного или несовершившегося восхождения необходимо выносить урок. «Гении учатся на чужих ошибках, умные учатся на своих, дураки не учатся никогда» 🙂 Все видят происходящее на восхождении со своей точки зрения, в силу своей внимательности, опыта, особенностей характера. Чтобы вынести необходимый опыт, не таить скрытых обид, да и вообще донести свою точку зрения на работу группы до всех участников восхождения, необходим разбор восхождения, своеобразный мозговой штурм с участием всех членов группы.

На разборе восхождения должны быть рассмотрены все потенциально опасные ситуации: незамуфтованный карабин одного из участников, нарушение техники передвижения по снежному склону, плохо или неправильно собранная станция и т.д. Ведь далеко не все потенциально опасные ситуации развиваются в аварию. В подавляющем большинстве случаев человек, который нарушает правила поведения в горах, остаётся живым и здоровым. Он всё больше верит в свою «неуязвимость», в то, что НС — это нечто, что происходит с другими, но не с ним. Вот тут-то ошибки и опасный стиль поведения на маршруте становятся навыком. И, что самое важное, примером для других членов альпинистского коллектива.

Проблема в том, что авария, как правило, это результат действия цепочки событий, следующих одно за другим и являющихся следствием одно другого. Сложись эта цепочка чуть иначе, убери один из составляющих её компонентов, и получится вполне себе успешное восхождение.

Итак, в этой статье мы обсудили основные причины аварий, связанные с человеческим фактором, то есть опасными действиями самих альпинистов. Каждый человек сам выбирает, чему он должен учиться и как, и вообще, учиться ли. Надеюсь, эта статья заставит вас задумываться, оценивать правильность своих действий в горах и в подготовительный период, а это уже хорошо.

«Горное безумие»: истории тех, кто пошел на смертельный риск ради покорения вершины

Элизабет РевольЭлизабет Револь осталась в живых, покорив гору Нанга Парбат / Источник: https://www.instagram.com/elisabeth_revol/

«Экспресс газета» в Google Новостях

В Пакистане 31 июля благополучно завершилась операция по спасению российского альпиниста Александра Гукова. Вместе со своим товарищем он совершал восхождение на гору Латок-1, но его друг сорвался и погиб. Сам Гуков почти неделю дожидался помощи на отвесном склоне без пищи и с минимальным количеством снаряжения.

Россиянину чудом удалось выжить в таких условиях. EG.RU предлагает вспомнить другие чудесные истории спасения людей на самых высоких точках планеты.

Эверест (8 848 м)

Восхождение на гору впервые было документально зафиксировано в 1953 году, когда туда поднялись новозеландец Эдмунд Хилари и шерпа Тенцинг Норгей. С тех пор гору покорили более 8300 человек, и более 250 альпинистов погибли во время восхождения или спуска. Наиболее частые причины гибели людей — это недостаток кислорода, сердечная недостаточность, обморожение, сход лавин.

Май 1996 года. Подвиг Букреева

Две коммерческие группы («Горное безумие» и «Консультанты по приключениям») в составе 30 человек, среди которых было 6 высококлассных гидов, 8 шерпов и 16 коммерческих клиентов, во главе со своими лидерами — американцем Скоттом Фишером и новозеландцем Робом Холлом — вышли на штурм вершины Эвереста еще до рассвета 10 мая. Задержки при восхождении привели к трагедии — к вечеру 11 мая пятеро из них были уже мертвы, включая Фишера и Холла. Трое погибли позже.

Трех человек героически спас российский альпинист Анатолий Букреев. В разгар снежной бури Анатолий в одиночку отправился из лагеря IV на поиски заблудившихся альпинистов. Пошел один, потому что остальные отказались рисковать. Он обнаружил замерзающих, обессилевших людей и одного за другим довел до лагеря американцев Сэнди Хилл Питтмана, Шарлотту Фокс и Тима Мадсена.

Участники восхождения на Эверест в 1996 году

Участники экспедиции на Эверест в мае 1996 года. Четыре отмеченных альпиниста погибли по дороге в лагерь. Источник: Instagram / @mounteverestofficial

Май 2006 года. «Чудо на Эвересте»

В мае 2006-го случилось то, что многие позже называли «чудом на Эвересте». 25 мая австралийский альпинист и путешественник Линкольн Холл вместе с инструктором Александром Абрамовым, еще двумя иностранцами и пятью шерпами отправился к вершине Эвереста и стал единственным из группы, не считая шерпов, кто смог её покорить. Начав спускаться, Холл внезапно почувствовал себя плохо. Его начали транспортировать вниз, но из-за большой высоты за несколько часов шерпы отошли от вершины совсем немного. Один из проводников передал по рации, что Холл не подает признаков жизни и его было приказано оставить наверху, на высоте 8700 м.

Утром следующего дня австралийца нашла другая группа альпинистов. Удивительно, но Холл, оставленный в «зоне смерти», был жив. Его напоили чаем, дали кислорода и передали по рации группе Абрамова, что пора забирать клиента. Александр тут же отправил наверх команду из 12 шерпов, которые с трудом спустили выжившего в лагерь.

Линкольн Холл, выживший на Эвересте

Линкольн Холл, выживший на Эвересте. Источник: YouTube

2012 год. Отказался от мечты ради спасения человека

24-летний израильский альпинист Надав Бен-Йехуда должен был стать самым молодым израильтянином, поднявшимся на Эверест, но в 300 метрах от вершины наткнулся на турка Айдына Ирмака, с которым познакомился в лагере. Надав решил отказаться от своей мечты, чтобы его спасти.

«Он был без сознания, у него не было перчаток, кислорода и «кошек», его шлем был снят. Он ждал конца. Другие альпинисты шли мимо него, не пошевелив и пальцем, но я понимал, что если я пройду мимо, он наверняка умрёт. Я знал, что должен был хотя бы попытаться его спасти», — позже рассказывал журналистам отважный парень.

Около восьми часов Бен-Йехуда тащил своего товарища до лагеря. Герой потерял в весе почти 20 кг и сильно обморозил пальцы, которые едва не пришлось ампутировать. После того случая и он, и Айдын покорили немало вершин, но Эверест они оба оставляют в планах на будущее.

Надав Бен-Йехуда и спасенный им Айдын Ирмак

Надав Бен-Йехуда (справа) и спасенный им Айдын Ирмак. Источник: YouTube / WorldNewsAustralia

Май 2018 года. Спасение украинцев

14 мая 2018 года украинские альпинисты Тарас Поздний, Роман Городечный и Дмитрий Семеренко покорили Эверест. Однако, на спуске возникла критическая ситуация, из-за ухудшения здоровья как альпинистов, так и сопровождавших их непальских шерп. Роман и Тарас в итоге застряли во втором высотном лагере (6400 метров) с минимальным набором снаряжения. К счастью, всё закончилось благополучно — утром 16 мая их забрал спасательный вертолет.

Альпинист Роман Городечный

Роман Городечный на вершине Эвереста. Источник: Facebook / Наталья Шелестак

Чогори (8611 м)

Чогори (К2) — вторая по высоте горная вершина Земли и самый северный восьмитысячник мира. Она находится в хребте Балторо между Пакистаном и Китаем, в горной системе Каракорум к северо-западу от Гималаев. Первая попытка восхождения на нее была совершена в 1902 году Оскаром Эккенштейном и Алистером Кроули, но до вершины они не дошли. Впервые покорить вершину К2 удалось 31 июля 1954 года итальянцам Лино Лачеделли и Акилле Компаньони.

Восхождение на эту гору является технически намного более сложным, чем на Эверест. Здесь погибли уже 85 человек, коэффициент смертности составляет 25 %.

Август 2008 года. Лишь трое из 11 пережили сход лавины

Международная группа из 16 альпинистов поднялась на вершину К2, но при спуске, на высоте более 8 тысяч метров, попала под лавину. В результате погибли 11 членов группы: три гражданина Южной Кореи, два непальца, два пакистанца, серб, ирландец, француз и норвежец. Остальные пропали без вести.

Спасателям удалось спасти двух голландцев: Вилко ван Ройена и Каса ван де Гевеля. Еще один альпинист — итальянец Марко Конфортола — обморозил ноги, однако сумел сам спуститься до базового лагеря спасателей на высоте 7300 метров.

Спасшийся альпинист Марко Конфортола

Итальянец Марко Конфортола — один из чудом спасшихся на К2. Источник: Instagram / marco_confortola_official

Нанга Парбат (8126 м)

Девятый по высоте восьмитысячник на планете. Гора расположена на северо-западе Гималаев, является их ярко выраженным северо-западным окончанием. Первую попытку покорения вершины предпринял в 1895 году лучший в своё время альпинист Великобритании Альберт Фредерик Маммери, который стал первой жертвой Нанга Парбат. Это, кстати, была первая в истории альпинизма попытка восхождения на восьмитысячник. Последующие шесть попыток подняться на гору не увенчались успехом и повлекли за собой гибель многих людей. И вот, наконец, 3 июля 1953 года Герман Буль — участник немецко-австрийской экспедиции под руководством Херлигкоффера — в одиночку поднялся на «гору-убийцу».

Январь 2018 года. Погиб поляк, француженка спаслась

25 января 38-летняя француженка Элизабет Револь и 43-летний поляк Томек Макевич предприняли попытку преодоления финального отрезка гималайской горы Нанга Парбат высотой 8 126 метров, одной из самых опасных вершин в мире, расположенной в Пакистане.

Двойка дошла до вершины и уже спустилась на высоту около 8000 м, когда Макевичу стало плохо из-за высотной болезни. Француженке пришлось оставить его в палатке и продолжать путь вниз самостоятельно. Она встретилась с альпинистами Денисом Урубко и Адамом Билецки, которые шли ей на помощь, на высоте 6 026 метров.

Элизабет Риволь и Томек Макевич

Элизабет Риволь и Томек Макевич/ Источник: Instagram / hello.mountains

Аннапурна (8091 м)

Горный массив в Гималаях, самая высокая из его гор — Аннапурна I — является десятым по высоте из четырнадцати восьмитысячников мира. Кроме того, это самый опасный восьмитысячник — 32% из тех, кто пытался его покорить, не вернулись обратно.

Декабрь 1997. Гибель Анатолия Букреева

25 декабря 1997 года Анатолий Букреев, тот самый, что в 1996 году спасал людей на Эвересте, вместе с казахстанским оператором Дмитрием Соболевым и итальянцем Симоне Моро поднимался на гору Аннапурна.

30-летний Симоне шел первым и опережал Букреева примерно на 300 м, Соболев был еще ниже. Когда итальянец находился на высоте 5950 м, он присел на свой рюкзак и отдыхал в ожидании друзей. Внезапно он услышал громкий взрыв и увидел, как кусок льда размером с дом катится на Букреева и Соболева. Самого Моро лавина тоже сбила с ног, но не засыпала. Он тщетно звал своих товарищей, но найти их так и не смог.

Когда единственный выживший спустился в базовый лагерь, он связался с подругой Букреева — Линдой Уили. 28 декабря она попыталась организовать поисковые работы, но плохая погода не позволила этого сделать. Их тела так и не были обнаружены.

Блокадный Ленинград: как люди неприступного города пережили ужас

27 января 1941 года неприступный Ленинград прорвал блокаду гитлеровских войск. Как жители города жили и трудились, бились с врагом 872 ужасных дня в огненном кольце?

Блокада Ленинграда показала всему миру высокий моральный дух, стойкость и героизм солдат и простых людей, включая стариков и детей. Ленинградцами до сих пор восхищается мир!

Продовольственные талоны и хлебные карточки

Неприступный блокадный город Ленинград

Хлебная карточка: декабрь 1941 года. (Ajvol / Википедия)

С помощью талонов на питание граждане могли покупать продукты питания по государственным ценам. Каждая карточка обозначало максимальное количество продукта, который полагался блокаднику. Хлеб выдавали по карточкам каждый день, в разгар блокады дневная норма составляла 250 граммов, для работающих ленинградцев, 125 грамм получали остальные жители. Другие продукты можно было получить один раз в десять дней, но иногда их просто не было.

Как создать сценарий акции "Блокадный хлеб" 2020

Фото символической акции “Блокадный хлеб”

Количество становилось все меньше и меньше, особенно в самые тяжелые месяцы в ноябре и декабре 1941 года. Хотя работники имели право на 150-250 грамм хлеба, рацион для государственных служащих, детей и других иждивенцев был ограничен 125 граммами.

Рабочий или техник имели право на 1,5 кг мяса, два килограмма макаронных изделий, 800 г жира (овощей или сала) и около 1,5 кг сахара в месяц. Чиновники должны были обходиться 800 граммами мяса, 1,5 кг макарон, 400 граммами жира и около 1,2 кг сахара. Продовольственные талоны хорошо охранялись – их потеря означала голод, а зачастую просто смерть.

27 января, дата снятия блокады, объявлена Днем воинской славы, накануне проходит Всероссийская акция “Блокадный хлеб”, где каждый может попробовать хлеб, который спас жизни многих ленинградцев.

Отражатели блокадников

Светлячки блокадников

Во время осады электричество регулярно отключалось. Ночью все огни были выключены, чтобы вражеские самолеты не могли опознать какие-либо цели. Поэтому люди прикрепляли отражатели к своей одежде, чтобы они могли видеть друг друга на улице ночью. “Светлячки”, как тогда называли отражатели, состояли из проволоки и пластика и были покрыты веществом из радия-226, которое светилось в темноте.

Неприступный Ленинград: санки – символ смерти

Эта детская игрушка была наиболее широко используемым средством передвижения во время блокады. Санки, это печальный символ, который породил неприступный Ленинград.

Зимой в осажденном Ленинграде было особенно трудно. Общественный транспорт не работал, поэтому горожане использовали санки и салазки, для перевозки своих личных вещей, а также для доставки тел погибших к местам захоронения.

Учительница София Саговская вспоминает: “Трамваи, покрытые льдом, выглядели как странные мифические существа из сна. Рваные кабели свисали с них. На рассвете можно было увидеть длинные процессии саней с трупами, завернутыми в белые простыни…” У многих оставшихся в живых вид санок позже вызывал неприятные воспоминания об ужасной войне.

Кости и кожаные ремни

Клей, целлюлоза, сосновые иголки, подошвы обуви, кожаные ремни и многое другое – все, что содержало немного органического материала, перерабатывалось во время осады в еду.

Первоначально продукция производилась на городских фабриках: сало и вазелин для смазки кораблей, костный клей и костная мука, даже органический крем для обуви – люди находили способы его приготовления и ели, чтобы не умереть с голода.

Клей готовили на слабом огне в течение нескольких часов, запах был невыносимым. Затем перец, соль, всевозможные специи, уксус и горчица добавлялись, чтобы притушить зловоние и придать вкус.

Ведро и бидон

Всеволод Тарасевич / Спутник

Пытаясь покорить Ленинград, гитлеровские войска сначала разбомбили городские водопроводные трубы. С 1942 года водопровода не было, поэтому воду приходилось брать из каналов и реки Невы.

«Мы стояли на коленях рядом с дырой во льду и вычерпывали из него воду в ведро… Вода замерзала по дороге домой. Дома мы размораживали воду и готовили на ней пищу”, – вспоминает выживший после осады. “Что-нибудь приготовить, что-нибудь помыть. Нам приходилось пить воду очень часто. Было очень скользко, и путь к проруби был трудным. Мы были слабы от голода, могли опустить ведро, но не смогли снова его поднять. Мы помогали друг другу.”

Ленинградское радио

Неприступный Ленинград

Сергей Струнников / Википедия

Во время осадного ада на улицах Ленинграда были установлены 1500 громкоговорителей. Радио новости транслировались и предупреждены о воздушных ударах и бомбардировках. Во время осады было объявлено 3 740 предупреждений. Тиканье метронома также передавалось. Если это отмечалось медленно, это означало, что было тихо. Быстрый отсчет метронома означал, что бомбёжка неизбежна, и люди должны искать убежище.

Ленинградское радио вселяла дух в жителей города, поддерживало морально, играла музыка, и поэты, такие как Ольга Берггольц и Анна Ахматова, читали их произведения для укрепления морального духа. 8 августа 1942 года в осажденном Ленинграде был дан концерт композитора и блокадника Дмитрия Шестаковича. В театре и по радио в этот день звучала его Седьмая симфония, посвященная осаде, её услышали не только ленинградцы, но фашисты и весь остальной мир. На Невском проспекте 54 до сих пор есть памятник громкоговорителю.

Неприступный Ленинград: Сигареты и папиросы

Папиросы

Александр Демьянчук / Спутник

Когда началось нормирование продуктов питания, сигареты стали дефицитом. Курение подавляло чувство голода, и считалось, что оно может помочь в борьбе с цингой, заболеванием, вызванным дефицитом витамина С. Поскольку в городе не было больших запасов табака, местные фабрики смешивали с табаком сухие листья и хмель. В 1942 году пачка сигарет стоила две-три ежедневных порций хлеба. Табачная фабрика также работала во время осады.

Сигареты можно было получить, обменяв их на одежду, обувь или овощи. Они стоили больше, чем деньги. Дети начали курить, чтобы бороться с голодом и слабостью. Большинство выживших позже бросили курить.

Как в блокадном Ленинграде люди вопреки всему выполняли свою важную работу

Можно назвать это подвигом, а можно понять, что именно дело, любимое или же необходимое в условиях войны, давало людям возможность чувствовать силу своей воли, и это было той самой жизнью, которая оказалась важнее существования физического, и в конце концов стало той самой Победой. Собрали фотосвидетельства этого опыта.

Как в блокадном Ленинграде люди вопреки всему выполняли свою важную работу

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.

Художники и альпинисты маскировали городские объекты

Во время блокады в городе насчитывалось около ста членов Союза художников. Кроме создания агитационных плакатов, они занимались маскировкой городских объектов. Например, на крышах цехов были возведены макеты зданий, создававшие иллюзию жилых кварталов.

С высотными доминантами города — куполами и шпилями — поступали так: позолоченные путём гальванопластики (например, купол Исаакиевского собора), красили масляной серой краской в тон неба (с такой позолоты краску можно смыть), а покрытые сусальным золотом укрывали огромными чехлами. 

Так как большинство альпинистов были призваны на фронт, для этих работ привлекли участников спортивной секции ДСО «Искусство»: пианистку О. А. Фирсову, секретаря ДСО А. И. Пригожеву, сотрудника киностудии «Ленфильм» А. А. Зембу, младшего лейтенанта М. М. Боброва, виолончелиста М. И. Шестакова, художницу Т. Э. Визель. Руководили бригадой архитектор С. Н. Давыдов и инженер Л. А. Жуковский. Работы проводились в экстремальных условиях, каждый из участников бригады проявил невероятное самообладание.

Энергетики и горожане прорвали энергетическую блокаду и запустили трамвайное движение

После того как кольцо блокады замкнулось, в городе началась энергетическая блокада. К февралю 1942 года работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт, и когда ночью у станции замёрзли паровозы и она полностью остановилась, работники неимоверными усилиями смогли пустить один паровоз и наладить работу предприятия. 

Чтобы помочь с энергообеспечением города, 3000 ленинградцев отправились валить лес, для заготовки торфа формировались специальные женские бригады, было разрешено снести все деревянные постройки в черте города.

Благодаря усилиям людей уже в конце февраля 1942 года в городе было восстановлено трамвайное движение — по воспоминаниям ленинградцев, это событие заставило многих воспрянуть духом.

В самом узком месте Ладожского озера было решено проложить 120 километров бронированного кабеля. На заводе «Севкабель» не было ни воды, ни пара, ни электричества, но к лету 42-го работники завода смогли выпустить более 100 километров кабеля, выдерживающего напряжение в 10 киловольт, — 270 барабанов по 11 тонн каждый. 

Три строительных батальона, водолазы, связисты с помощью мобилизованных рабочих ленинградских предприятий смогли проложить кабель по дну озера — и 23 сентября 1942 года в 09:40 в осаждённый город стала поступать энергия Волховской ГЭС.

Блокадный кабель служит до сих пор: он был поднят со дна Ладоги и проложен под тротуаром Невского проспекта.

5000 человек строили железнодорожные пути на Дороге жизни

Зимой 1942–1943 годов одновременно с двух берегов Ладожского озера началось строительство 35-километровой свайно-ледовой железнодорожной переправы. Стройкой руководил И. Г. Зубков, благодаря стараниям команды блога «Фиеста» его именем названа улица в Кировском районе.

На стройке работали более 5000 человек — мобилизованные рабочие (большинство — женщины) — и военные строители. Работали круглосуточно, жили рядом со стройкой в землянках. Постоянно происходили вражеские атаки на стройку, люди проваливались под лёд, подвижки льда ломали уже забитые сваи, но вопреки всему работа продолжалась заново.

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Её строителей сразу же перекинули на работы над таким же мостом через Неву в месте прорыва.

Дмитрий Шостакович тушил зажигательные бомбы

Дмитрий Шостакович тушил зажигательные бомбы

Композитор Дмитрий Шостакович в блокаду работал на строительстве оборонительных рубежей и в составе консерваторской команды тушил пожары от зажигательных бомб.

Несмотря на то что Шостакович просился на фронт, подавал заявление в Народное ополчение, Военный совет фронта отдал распоряжение о немедленной эвакуации композитора с семьёй в Куйбышев, где в конце декабря 1941 года он завершил работу над знаменитой Седьмой симфонией.

Сотрудники зоопарка спасали животных

Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 1941–1942 годов. Уже весной истощённые сотрудники начали готовить его к приёму посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришли посмотреть около 7400 ленинградцев, а это значит, что зоопарк в осаждённом городе был нужен людям.

Сотрудники зоосада во главе с директором Николаем Соколовым восстанавливали постройки после бомбёжек, лечили раненых животных, отыскивали сбежавших из разрушенных вольеров. Они собирали на полях трупы убитых снарядами лошадей, рискуя жизнью, собирали овощи на брошенных полях, косили оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и жёлуди. Хищников кормили смесью травы и жмыха, зашитой в шкурки кроликов. Для беркута специально ловили крыс.

Слониха Бэтти погибла от взрыва бомбы в сентябре 1941 года, а бегемотиха Красавица смогла выжить благодаря помощи сотрудницы Евдокии Ивановны Дашиной. Евдокия Ивановна каждый день привозила на санках из Невы сорокавёдерную бочку с водой, чтобы ухаживать за кожей Красавицы, которая без постоянного увлажнения начинала покрываться трещинами.

В ноябре 1941 года у гамадрила Эльзы родился детёныш. Но у обессиленной обезьяны не было молока. На помощь пришёл близлежащий роддом, предоставивший ежедневную порцию донорского молока. И новорождённый гамадрил выжил в блокадном городе.

Сотрудники ОХМ в Исаакиевском соборе спасали музейные ценности из пригородных дворцов

Исаакиевский собор в годы войны был местом, где хранились экспонаты ленинградских дворцов-музеев, которые успели вывезти из Петергофа, Ломоносова, Пушкина, Павловска, Гатчины — всего 120 тысяч предметов музейного значения.

В соборе было создано Объединённое хозяйство музеев (ОХМ), где работали многие сотрудники музеев, находившихся на оккупированной гитлеровцами территории. Руководителем (ОХМ) была Евдокия Игнатьевна Лединкина, главным хранителем — научный сотрудник Гатчинского дворца Серафима Николаевна Бадаева.

Все сотрудники были приказом по Управлению дворцов и парков Ленинграда переведены на казарменный режим. Спали на дощатых нарах, укрываясь одеждой. В первые блокадные месяцы в соборе жили 62 сотрудника пригородных музеев, к весне 1942 года их было только 40. В подвалах было очень сыро, поэтому сотрудникам приходилось вытаскивать тяжёлые коробки с экспонатами наружу на просушку, а при сигнале тревоги затаскивать их обратно.

В мае 2005 года экспозиции «Чтобы помнили…» в подвалах собора была открыта памятная доска с именами тех, кто сохранил в годы блокады сокровища национальной культуры.

Сотрудники ВИР полностью сохранили уникальную коллекцию семян

Сотрудники ВИР полностью сохранили уникальную коллекцию семян

В годы войны Всесоюзный институт растениеводства на Исаакиевской площади, 4 обладал огромной коллекцией зерна. В фонде института хранилось несколько тонн различных зерновых культур. Они были предназначены для послевоенного восстановления сельского хозяйства. 28 сотрудников института умерли от голода, но так и не тронули ни одного зёрнышка, ни единой рисинки или картофельного клубня.

Ленинградцы сдавали кровь для фронта

С первых дней войны в Ленинградский институт переливания крови (сейчас — Российский НИИ гематологии и трансфузиологии) шла масса людей, которые хотели сдать кровь в помощь раненым на фронте. В 1941 году было записано в доноры почти 36 тысяч ленинградцев, в 1942-м — почти 57 тысяч, а в 1943–1944 годах — по 34 тысячи человек.

Когда началось истощение доноров, разовая доза взятия крови была уменьшена до 170 миллилитров. Только в 1943 году доза была увеличена до 200 миллилитров, а в 1944-м — до 250. Всего за годы войны институт заготовил около 113 тонн консервированной крови.

Доноры получали спецпаёк, но большинство из них отказывались от денежной компенсации после сдачи крови, и эти деньги поступали в фонд обороны. В конце 1942 года было собрано 510 тысяч рублей, и руководство института направило И. В. Сталину телеграмму, в которой просило использовать эти средства на строительство самолёта «Ленинградский донор».

Журналисты и сотрудники типографий продолжали издавать газеты

Журналисты и сотрудники типографий продолжали издавать газеты

В городе продолжали издаваться газеты «Смена» и «Ленинградская правда», многотиражки крупных заводов, а также по сброшенным с самолётов матрицам печатались общесоюзные издания. Сотрудники газет и типографий ценой жизни и неимоверных усилий продолжали работу в обычном режиме.

Газета «Ленинградская правда» не вышла только однажды — 25 января 1942 года, номер уже был свёрстан, но его нельзя было отпечатать: в этот день в городе не было электричества.

Фото: aloban75.livejournal.com, integral-russia.ru, topic.lt, myhistori.ru, karpovka.com, kobona.ru, warheroes.ru, zoopicture.ru, isaak.spb.ru, sanktpeterburg.monavista.ru, regnum.ru, marina-shandar.livejournal.com, novayagazeta.ru, mir-i-mi.ucoz.ru, restec-expo.ru, 1944-2014.livejournal.com, waralbum.ru, miloserdie.ru

  • 8 мая 2017
  • 5 790

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Что спасло Ленинград

Когда речь заходит о боевых действиях под Ленинградом в 1941 году, в первую очередь на ум приходит одна дата — 8 сентября: в этот день началась блокада. О других событиях, сыгравших в судьбе города важную роль, широкой публике известно гораздо меньше. Многое из того, что происходило под Ленинградом в сентябре – декабре 1941 года, серьёзно повлияло на дальнейший ход боевых действий. При этом роль этих событий часто очень сильно не совпадает с «традиционными» представлениями о Битве за Ленинград, созданными официальной советской историографией.

Почему у немцев всё пошло не по плану

Уже с конца июля 1941 года немцы не планировали штурмовать Ленинград, хотя в приказе на окружение города и упоминалась возможность его занятия. Этот же документ предписывал пехотой город не атаковать. Однако это вовсе не означало, что широкомасштабного наступления на город противник не предпримет: последняя линия окружения должна была проходить непосредственно по восточным окраинам Ленинграда.

​Весёлые немецкие солдаты у дорожного указателя в 75 км от Ленинграда. waralbum.ru - Что спасло Ленинград | Warspot.ruВесёлые немецкие солдаты у дорожного указателя в 75 км от Ленинграда.
waralbum.ru

Анализ собственных сил, сделанный командующим группой армий «Север» Вильгельмом фон Леебом в конце августа 1941 года, был сверхоптимистичным. Да и приказ верховного немецкого командования передать в состав группы армий «Север» LVII (57-й) моторизованный корпус для наступления южнее озера Ильмень выглядит по крайней мере странно. Очевидно, что ещё до установления блокады немцы приняли ряд неверных решений, не сумев правильно оценить обстановку.

Но война — это двусторонний процесс. Реализации немецкого плана мешали не только собственные ошибки, но и противодействие Красной армии. Попробуем понять, какие именно события оказали существенное влияние на срыв немецких планов и позволили в конечном итоге Ленинграду выстоять. Мнение автора о важности этих эпизодов основано на длительной работе с источниками.

​Прорыв XLI моторизованного корпуса через Красногвардейский укреплённый район. Из коллекции NARA - Что спасло Ленинград | Warspot.ruПрорыв XLI моторизованного корпуса через Красногвардейский укреплённый район. Из коллекции NARA

Серьёзнейшее влияние на дальнейший ход событий оказало то, как 8-я армия Ленинградского фронта в конце августа 1941 года с боями отходила на Копорское плато. Её действия и сопротивление сил Кингисеппского участка обороны не позволили немецкому командованию полностью использовать успех XLI (41-го) моторизованного корпуса 4-й танковой группы. В августе 1941 года этот корпус смог выйти к Красногвардейску (Гатчине), но был вынужден прекратить наступление из-за открытого фланга и почти необеспеченного тыла. В результате советское командование получило время для того, чтобы продолжить укреплять оборону Ленинграда к юго-западу от города.

Почему остановились немецкие танки

Именно тогда и был отдан первый и последний настоящий «стоп-приказ» немецким танкистам. Про эти события нужно рассказать подробнее, чтобы впредь остановку немецкого наступления больше не связывали с откровенно мифологизированными эпизодами вроде боя роты Зиновия Колобанова.

Когда немцам удалось подойти к Ленинграду с востока, они планировали форсировать Неву и сжать кольцо окружения вокруг города. Почему же вермахт так и не смог до конца выполнить этот приказ?

В сентябре 1941 года наступление на Ленинград вели 4-я танковая группа и 18-я армия. На пути последней оказались долговременные огневые сооружения 265-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона. Немецкие источники описывают неимоверно упорную борьбу за село Русско-Высоцкое, продолжавшуюся три дня. Лишь силами сразу двух пехотных дивизий немцы смогли уничтожить огневые сооружения батальона и выйти на Таллинское шоссе. Вот эти три дня и позволили Красной армии закрепиться на последнем оборонительном рубеже перед Ленинградом.

​Схематическое изображение участка у Пулковских высот - Что спасло Ленинград | Warspot.ruСхематическое изображение участка у Пулковских высот

Советские войска успели занять и господствующие над городом Пулковские высоты: их взятие противником могло стать концом для Ленинграда. Решающую роль здесь сыграла контратака танков 42-й армии и частей 5-й дивизии Народного ополчения 13 сентября 1941 года. Она описана в книге Р. Форжика «Panzerjaeger vs KV-I». Советские тяжёлые танки КВ атаковали немецкую 36-ю моторизованную дивизию. Из документов 42-й армии известно, что 13 сентября танковая рота КВ из 2-го резервного танкового батальона получила задачу отразить наступление противника и удержать высоту 66,6 (Глиняную горку). Сейчас на этой высоте расположен один из радаров Пулковского аэропорта, с неё открывается великолепный вид на город. Немцам не удалось захватить высоту ни 13 сентября, ни в ходе двух последующих попыток.

Затяжные пятидневные бои в ходе обороны Красногвардейска сорвали планы командования 4-й танковой группы. А на Колпинском направлении немецкое наступление было задержано 168-й стрелковой дивизией полковника Андрея Леонтьевича Бондарева и приданными ей 84-м и 86-м танковыми батальонам.

​Глиняная Горка. Современный вид - Что спасло Ленинград | Warspot.ruГлиняная Горка. Современный вид

А вот роль нового командующего Ленинградским фронтом Георгия Жукова в сентябрьских боях была минимальной. Да, он пытался как-то исправить ситуацию, но при этом опирался не на свои разработки, а на доклад предыдущего начальника штаба фронта полковника Николая Васильевича Городецкого. Жуков пытался воплотить в жизнь предложенные Городецким планы нанесения контрударов, но неудачно.

К слову, мысль о переправе через Неву у деревни Московская Дубровка тоже появилась в докладе Н.В. Городецкого. Именно там подразделениям 115-й стрелковой дивизии удалось зацепиться за левый берег Невы. Последовавшие затем бои стали одной из самых мрачных страниц Битвы за Ленинград, но вот в спасении Ленинграда роль Невского «пятачка» оказалась не самой значительной.

Роль береговой артиллерии

К сентябрю 1941 года войска Ленинградского фронта могли быть поддержаны значительными силами морской железнодорожной, корабельной артиллерии и артиллерии береговой обороны. И уже в 1941 году штаб Ленинградской Военно-морской Базы (бывшей Морской обороны Ленинграда и Озёрного района) сделал вывод, согласно которому немцы остановили наступление на Ленинград из-за огня морских орудий.

​Сражения на подступах к Ленинграду в сентябре 1941 года - Что спасло Ленинград | Warspot.ruСражения на подступах к Ленинграду в сентябре 1941 года

Если же судить по немецким источникам, выходит, что как только корабельная артиллерия начала наносить врагу достаточно серьёзный урон, немецкое командование постаралось решить эту задачу.

Разберёмся на примере роли форта «Красная Горка» в удержании Ораниенбаумского плацдарма. Самые мощные батареи 31-го отдельного артиллерийского дивизиона вступили в бой в период борьбы у Копорья в конце августа 1941 года. И хотя огонь вёлся с корректировкой, единственным существенным результатом этой стрельбы оказалось затруднение перегруппировок 18-й армии. Она, впрочем, тогда и не собиралась наступать на этом направлении, а сконцентрировала усилия на продвижении к Ленинграду. При этом орудия форта практически не поддерживали советскую пехоту в боях у Стрельны и Петергофа, когда немецкая 18-я армия повернула от Ленинграда на запад и, выйдя на берег Финского залива, отрезала от города советскую 8-ю армию.

Фактически береговая артиллерия была в августе – сентябре сдерживающим фактором. Немцы учитывали её возможности и не могли вести в зоне её досягаемости серьёзных операций, пока не получили средств для борьбы с ней. Существование Ораниенбаумского плацдарма стало возможным в первую очередь благодаря стойкости 8-й армии и приданных ей сухопутных частей, укомплектованных моряками Балтийского флота.

Почему стала возможна «Дорога жизни»

В сентябре 1941 года, почти сразу после захвата немцами Шлиссельбурга, начались попытки прорыва блокады.

54-я армия маршала Григория Ивановича Кулика смогла устоять под ударами XXXIX моторизованного корпуса Рудольфа Шмидта. И не только устоять, но и два раза больно ударить немцев по носу: в первый раз — под Хандрово вечером 12 сентября, во второй — 24 сентября под Гайтолово. Серьёзный урон, нанесённый боевой группе 12-й танковой дивизии, а затем и отступление 8-й танковой дивизии из Гайтолово на запад заставили немецкое командование поволноваться. Бой у Гайтолово 24 сентября можно по праву считать одним из поворотных пунктов кампании: после него немецкое командование свернуло операции по расширению «Бутылочного горла» и занялось его укреплением.

​Снимок, напечатанный в газете «Красная звезда». Скорее всего, здесь представлено Гайтолово после боя 24 сентября 1941 года. 0gnev.livejournal.com - Что спасло Ленинград | Warspot.ruСнимок, напечатанный в газете «Красная звезда». Скорее всего, здесь представлено Гайтолово после боя 24 сентября 1941 года.
0gnev.livejournal.com

После того, как 24 сентября немецкое наступление было остановлено, наступил период очень неустойчивого равновесия. Немцы не смогли выполнить всех пунктов приказа на окружение Ленинграда, но грандиозный успех на Московском направлении предоставил им возможность нанести удар и на северо-западе. Этой возможностью противник не преминул воспользоваться.

С наступлением войск 16-й армии был связан очередной кризис в Битве за Ленинград. Немцам удалось захватить Тихвин и перерезать железную дорогу Тихвин-Волховстрой, что автоматически сделало снабжение Ленинграда почти невозможным делом. В этих условиях советское командование приложило все усилия, чтобы удержать Волховстрой, отбить Тихвин и не дать противнику выйти к берегу Ладожского озера.

Одновременно нужно было обеспечить хотя бы гипотетическую возможность снабжения Ленинграда по льду Ладоги. Для этого была построена военно-автомобильная дорога ВАД-102, по которой можно было подвозить грузы в обход занятых немцами коммуникаций. Впрочем, пока немцы находились в Тихвине и перерезали железную дорогу, этот ручеёк снабжения всё равно не мог удовлетворить потребности гигантского города и войск, оказавшихся в кольце блокады.

​Общий ход оборонительного этапа Битвы за Ленинград в 1941 года. Советская версия - Что спасло Ленинград | Warspot.ruОбщий ход оборонительного этапа Битвы за Ленинград в 1941 года. Советская версия

Освобождение Тихвина стало важным эпизодом в Битве за Ленинград. Но ещё важнее цепочка дальнейших событий, начавшаяся с Тихвина. Потеряв инициативу, немецкие 18-я и 16-я армии на востоке Ленинградской области теперь сами попадали под удары советских войск. Более того, они оказались не в состоянии удерживать занятые позиции.

Удар трёх дивизий 54-й армии по открытому флангу Волховской группы I армейского корпуса стал причиной отступления немцев от Волховстроя и Войбокало. Но самым важным его результатом стало очищение от противника железной дороги Тихвин – Волховстрой. Восстановление коммуникаций восточнее Ленинграда позволило впоследствии организовать «Дорогу жизни». Для блокированного Ленинграда это стало спасением, хотя предотвратить голодную катастрофу так и не получилось.

Источники:

https://alpindustria.ru/school/articles/neschastnye-sluchai-v-alpinizme.html
https://www.eg.ru/society/587949-gornoe-bezumie-istorii-teh-kto-poshel-na-smertelnyy-risk-radi-pokoreniya-vershiny/
https://pasper.ru/nepristupnyj-leningrad/
https://www.fiesta.ru/spb/live/kak-v-blokadnom-leningrade-lyudi-vopreki-vsemu-vypolnyali-svoyu-vazhnuyu-rabotu/
https://warspot.ru/11057-chto-spaslo-leningrad

Героический альпинизм маскировка невидимый ленинград

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru