Виды пожарных узлов

Часто при работе на охваченном огнем объекте пожарным приходится выполнять задачи на высоте. Нередко такие мероприятия связаны с эвакуацией людей, потому необходима страховка. С этой целью используются специальные огнеупорные веревки.

Рассмотрим, как с их помощью обеспечить нужный уровень безопасности, методы крепления, которые используют спасатели.

Предназначение пожарных узлов

В разных ситуациях возникают задачи, которые невозможно решить без дополни-тельных приспособлений, один из которых – пожарная огнеупорная веревка.

Она используется сотрудниками МЧС для:

  • страховки и самоспасения;
  • эвакуации пострадавших;
  • подъемов рукавных линий;
  • организации дополнительных емкостей для переноса оборудования за спиной («рюкзак»).

Для того чтобы правильно воспользоваться огнеупорным шнуром, надо уметь надежно его крепить. Для этого всех спасателей учат вязать пожарный узел.

На самом деле существует огромное количество плетений, предназначенных для применения в различных ситуациях. Но когда вокруг бушует огонь, видимость ограничена, нет времени на раздумья, ведь от быстро и правильно выполненного крепления зависит как чужая, так и своя жизнь.

Поэтому четкому и быстрому вязанию узлов посвящены многочисленные занятия, постоянные тренировки, сдачи временны́х нормативов. Способов крепления существует свыше двух десятков, но есть наиболее часто используемые.

Виды пожарных узлов

Пожарный узел

Основные методики крепления веревки пришли в пожарную охрану из альпинизма.

На вооружение были взяты самые надежные соединения с многократным запасом прочности, при этом требующие минимальных затрат времени в критических условиях.

«Срединный проводник»

Это универсальный пожарный узел, используемый при больших нагрузках на крепежный шнур.

С его помощью можно соединить оборванную или перегоревшую веревку, организовать грузоподъемное устройство.

Большой плюс «Срединного проводника» в том, что он быстро завязывается и развязывается, надежный, не смещается даже на замерзшем шпагате. Но не позволяет менять размер крепежного элемента после затягивания.

Для выполнения этого узла первым шагом надо сделать петлю из фрагмента шнура. Затем на необходимом расстоянии дважды повернуть веревку по кругу.

Получилось 2 петли, сверху и снизу. Кольцом, находящимся сверху, накрыть концы шпагата, поднять с обратной стороны верхнюю петлю через нижнюю. После чего потянуть за концы шнура в разных направлениях, фиксируя конструкцию.

«Грейпвайн»

Один из самых надежных способов создания петли и крепления веревок одного размера. Не требует формирования контрольных конструкций. Высокая безопасность такого узла омрачается относительной сложностью его создания, трудностью развязывания и необходимостью использования длинного куска веревки.

Для получения «Грейпвайна» берется два шпагата, которые складываются вместе, концы направлены в противоположные стороны. Затем свободная часть одной веревки дважды по часовой стрелке оборачивается вокруг свободного конца второй и пропускается в получившуюся обмотку со стороны другой веревки.

Такие же действия проделываются концом второго шпагата. Единственное отличие – обороты производятся в обратном направлении, после затягиваем узел, потянув концы в противоположные стороны так, чтобы переплетения (спирали) сблизились.

Для ликвидации такого узла надо действовать в обратном порядке. Сначала развести намотки, затем развязать одну часть, выдернуть шпагат из второй.

Другое название этой системы – узел пожарного. Используется при спуске людей с высоты, обеспечивает притормаживание движения.

Практически не требует времени на завязывание, легко скользит внутри карабина, для крепления которых чаще всего применяется. Но при этом не обеспечивает жесткой фиксации, возможна прокрутка шнура.

Схема исполнения такая. Сначала надо вставить конец шпагата снизу вверх в открытый карабин. Затем свернуть шнур в виде кольца над карабином, после чего «встегнуть» в карабин петлю.

«Наручники»

Применяются для фиксации рук и ног спасаемого при его эвакуации. Узел легко реализуется, так же быстро снимается. Главный недостаток – может смещаться на скользком шнуре.

Для выполнения «наручников» складываем из веревки две петли, как крылья бабочки, концы располагаются зеркально. Накрываем одно «крыло» вторым и пропускаем друг в друга. Формируем нужный размер и завязываем обыкновенный узел для фиксации величины петель.

«Булинь»

Очень легкий в плетении узел в виде петли используется для доставки необходимого оборудования на нужную высоту, в качестве страховки людей, при креплении троса. «Булинь» опасен тем, что имеет тенденцию к ослабеванию, развязыванию, поэтому необходимы для использования контрольные конструкции.

Виды пожарных узлов

Для создания этого узла отступаем от края веревки на расстояние, достаточное для петли, и формируем ушко, в которое вставляем ходовой конец со стороны коренного.

После этого ходовым концом обводим коренной и просовываем обратно в ушко. Затягиваем узел, разводя концы.

«Простой встречный»

Применяется при необходимости соединения шпагатов разного типа, диаметра, веревки и ленты. Характеризуется высокой надежностью, можно не выполнять контрольный узел. Отличается относительной сложностью исполнения и создает проблемы при его ликвидации.

Для того чтобы его сделать, надо завязать обычный узел на конце шпагата, не затягивая и не перекручивая веревку. Второй конец вставляем в узел в месте выхода ходового конца из него и полностью повторяем завязанный узел. При этом концы смотрят из связки в разные стороны, длина каждого не менее пяти сантиметров, затягиваем конструкцию.

«Глухая петля»

Самый простой вариант для карабинов, соединения натянутой веревки и снаряжения, хранения и переноса предметов, в которых присутствует отверстие. Надежность крепления обеспечивается только при фиксировании обоих концов шпагата.

Для создания узла выполняется петля, вставляется в карабин. Затем в ту часть веревки, которая прошла через карабин, пропускаются оба конца шпагата, потянув за них, фиксируем систему.

«Карабинная удавка»

При необходимости изменения петли после ее закрепления на конструкции, продергивания шпагата используется данное плетение.

Для его выполнения на веревке вяжется «восьмерка», к которой пристегивается карабин. Затем шнур обносится вокруг детали, на которой производится крепление, и фиксируется карабином. При этом рабочий конец без задержек перемещается внутри карабина.

Под нагрузкой узел затягивается. Если же освободить рабочий конец и потянуть за карабин, то он поползет вдоль веревки. Петля вокруг конструкции будет увеличи-ваться или уменьшаться, а шнур продернется.

«Прямой»

Это простой способ соединения двух одинаковых шпагатов. Используется при транспортировке оборудования на большую высоту (15 м и выше). Из-за невысокой надежности требует фиксации контрольными плетениями.

Чтобы соединить два шпагата, складываем их с образованием петель на сгибах. Вставляем одно кольцо в другое, после чего концы шпагата, из которого выполнена обхватывающая петля, продеваем в ушко вставленной. Для фиксации узла тянем в разные стороны за концы.

«Восьмерка»

Как завязать пожарный узел

Другое название этой конструкции – фламандская петля. Применяется для фиксации шпагата на конструкции при обустройстве систем страховки.

Узел прост в исполнении, надежен при натяжении веревки, но требует правильности исполнения и использования большой части шпагата.

Вязка пожарных узлов такой конструкции начинается с создания петли на веревке, которую оборачиваем вокруг концов и пропускаем в получившуюся закрытую петлю.

Четыре способа вязания

При работе на возгорании применяются специальные команды, регламентирующие поведение спасателя и методы его работы.

Как видно из таблицы, среди всех пожарных узлов 4 способа выделяются особенно.

Это основные методы крепления веревки к конструкциям:

В частях МЧС специально отводится время для тренировки с этими видами крепления.

Где обучиться вязанию узлов

Умение правильно и надежно крепить тросы, веревки, шпагаты может пригодиться в жизни. Такой навык получают на курсах по подготовке пожарных. Этому учат и в альпинистских секциях.

Если же времени на посещения дополнительных занятий нет, то освоить виды пожарных узлов можно по многочисленным видео в интернете. Специалисты медленно показывают порядок действий, подробно объясняя суть каждого шага.

Другое дело в том, что можно запомнить схему манипуляций, распечатать ее и иметь при себе, но без тренировок создать надежное крепление быстро в критической ситуации не получится. Для правильной, безопасной вязки пожарных узлов необходимо постоянное поддержание навыка.

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

морской узел

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

способы вязки узлов

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

схема прямого узла

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

узлы

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Важно!

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

прямой и рифовый узлы

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

узел петля

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

схема вязания простых узлов

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

туристические узлы

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

узел грейпвайн схема

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

Гордиев узел

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Важно!

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Верёвки разного диаметра на дюльфере

По просьбам трудящихся — пост о том, как соединять верёвки разного диаметра на дюльфере. Такой вопрос мог появиться только в голове достаточно квалифицированной, поэтому требует обстоятельно ответа.

Синопсис:

  1. Комбинацию 10 и 8 мм верёвок можно использовать на дюльфере, как обычную двойную верёвку.
  2. Применение верёвки тоньше 8 мм требует подходящего страховочного устройства и его тестирования на скалах.
  3. Разнородные верёвки могут проходить через страховочное устройство с разной скоростью и пилить дюльферную станцию.
  4. При использовании сдёргивающего репшнура дюльферяют на одинарной верёвке, замкнутой на саму себя карабином.
  5. Узлы в карабине зависят от дюльферной станции.
  6. Такие комбинации верёвок — элемент «приключенческого альпинизма», т.е., трудных/экстремальных маршрутов.

Зачем верёвки разного диаметра вообще берут? Так поступают для облегчения снаряжения и сохранения возможности дюльфера на полную верёвку на сложных или экстремальных маршрутах,обычно от 5А/TD-, либо маршрутах, на которых двойная верёвка неудобна (гребневые, маршруты, которые идут с одновременной страховкой).

Системы верёвок

Есть два интересующих нас варианта: 1) лезть на одинарной верёвке, для дюльфера добавлять жилу двойной верёвки 2) лезть на одинарной, сдёргивать 5/6 мм репшнуром. Отличие в соединении верёвок и способе дюльфера.

Одинарная верёвка / жила двойной

30 лет назад одинарные верёвки были чаще всего диаметром

10 мм, а сдвоенные — от 8.0 мм (двойные были 8.5). Динамические верёвки диаметром 8 и 10 мм можно смело связать обычным способом (дубовым узлом) и дюльферять точно так же, как и на обычной двойной верёвке.

Прочность и поведение такого соединения тестировали. Самые известные тесты — Тома Мойера, для комбинаций 8 репшнур/11 мм динамическая верёвка в контексте спасработ в 1999 (резервный PDF), Edelrid для комбинации 8.0/10.5 мм динамических верёвок в 2002 (резервный PDF) и Black Diamond динамические верёвки диаметров 8,1 и 10,2 в середине 2000-х (резервный PDF). Динамические верёвки плывут в дубовом узле при нагрузках от 700 кг, что вполне приемлемо.

Сегодня появились верёвки по-тоньше и больше технических возможностей. Одинарная 8.5-мм Beal Opera, двойная 7.3-мм Beal Gully, 6.9-мм сдвоенная Edelrid Flycatcher. Допустимо ли их связываться дубовым узлом и дюльферять как на двойной?

На Ушбе с юга в двойке лучше двойная верёвка

Тестов прочности соединения тонких современных верёвок разного диаметра я не нашёл, думаю, их нет. Прочность дубового узла на верёвках разного диаметра можно приблизительно оценить, сравнивая соотношение диаметров верёвок из тестов. Отклонения в сторону меньшей прочности быть могут — из-за меньших радиусов изгиба верёвок, но большего проскальзывания верёвки в узлах не ожидаю.

Я сравнивал результаты тестов с парами Beal Gylly 7.3 /Beal Joker 9.1, Edelrid Flycatcher 6.9 /Beal Joker 9.1, потому что с одинарной верёвкой тоньше Джокера страшновато в горах летом и у Биля оплётка приклеенная, что безопаснее.

Верёвка 1 Верёвка 2 d1 / d2 Результат теста
8 репшнур 11 динам. вер. 0.73 OK (Tom Moyer)
8.0 10.5 0.76 OK (Edelrid)
8.1 10.2 0.79 OK (Black Diamond)
7.3 9.1 0.80 Не тестировалось
6.9 9.1 0.76 Не тестировалось

С точки зрения прочности, на мой взгляд, узлы должны работать нормально.

Однако, есть большое НО. Верёвки тоньше 7.8 мм имеют недостаточное трение в традиционных страховочных устройствах (Reverso 3+/ATC Guide), а Edelrid Micro Jul не предназначен для верёвок толще 8.9 мм.

На дюльферах это означает, что 7.3-мм верёвка будет проскальзывать и выдаваться быстрее, чем 9.1-мм и если узла на конце верёвки не будет, то появляется риск улететь.

Как с этим бороться? Хорошее решение — дюльферять как в комбинации с репшнуром (способ описан ниже). Обычным способом увеличить трение верёвки в страховочном устройстве-корзинке является добавление второго карабина. Второй карабин не обязательно встёгивать в беседку, может болтаться. Для трения — только оба карабина в страховочную петлю беседки.

rappel with 2 biners.JPGУвеличение трения верёвки в страховочном устройстве, фото отсюда

Но есть и другие варианты. Однако, это не решает проблему не одинаковой скорости верёвок в страховочном устройстве.

Резюме для комбинации одинарной верёвки с жилой двойной

Применение жилы двойной динамической верёвки для сдёргивания — очень хорошо, потому что даёт избыточность страховки: у вас есть вторая полноценная верёвка на восхождении. Второй может жюмарить при необходимости.

Верёвки можно связывать дубовым узлом, если сдёргивающая верёвка диаметром 7.8 мм или толще, то можно дюльферять как на двойной. На конце тонкой верёвки обязательно вязать узел, потому что она может выдаваться через страховочное устройство быстрее толстой, при дюльфере на всю длину верёвки, концы могут оказаться на разной высоте.

Дюльфер на очень тонких верёвках (диаметром <7.8 мм ) требует совместимого, не изношенного страховочного устройства и осторожности, особенно пока верёвка новая и скользкая — можно потерять контроль Нужно проверять на скалах перед выездом.

Область применения такой комбинации верёвок: большие горы, ломанные линии маршрутов, разрушенный рельеф, там, где необходимо переходить с техники одинарной верёвки на двойную и наоборот, если спускаться больше 10 верёвок, маршруты, на которых второму необходимо жюмарить.

При оценке преимуществ той или иной схемы, нужно сравнить все за и против. Так, по весу комбинация Beal Joker/Gully (52/36 г/м) проигрывает двойной верёвке Mammut Phoenix (8.0 мм, 42 г/м) — разница в 400 г на 50-метровом комплекте. Но если лезть в основном с одновременной страховкой или надо жюмарить, то с одинарной будет быстрее.

Одинарная верёвка / репшнур 4-6 мм

Связывать столь разнородные верёвки узлом и дюльферять как на двойной верёвке нельзя. При такой комбинации дюльферяют на основной верёвке, замкнутой карабином на саму себя через дюльферную станцию. Длина репшнура должна быть больше длины динамической верёвки, примерно 55 м для 50-м одинарной.

Если на станции есть Рапид, то на основной верёвке и сдёргивающем репшнуре вяжут петельки и встёгивают их в карабин. Это позволяет не связывать верёвки столько разного диаметра. Пецль предлагает и другие варианты, но они на мой взгляд опасные и не предназначены для сдёргивающих шнуров тоньше 7 мм.

Соединение основной верёвки со сдёргивающим репшнуром, если на станции есть Рапид. Картинка из каталога Petzl

Если на станции нет Рапида, а есть большой карабин, кольцо или просто петелька, то петля основной верёвки может проскочить на другую сторону и не дать сдёрнуть верёвку.

Заклинивание верёвки на станции с петлёй или большим карабином, фото отсюда

В этом случае используют другую схему. Основную верёвку соединяют с карабином стременем, а конец основной верёвки со сдёргивающей — ещё одним карабином, или узлом (надёжнее — грейпвайн).

Вариант соединения основной верёвки со сдёргивающим репшнуром, фото отсюда

Как лучше соединить 9.1 мм верёвку с 5-мм репшнуром — не знаю. Склоняюсь к соединению петель, как на картинке выше, либо карабином, потому что:

  • После каждого дюльфера верёвки надо разъединять для организации следующего (чтобы не дожидаться сдёргивания основной верёвки).
  • Два карабина легче заклинить при сдёргивании, чем один.
  • Большинство альпинистов правильно завяжут петлю встречной восьмёркой даже замёрзшими руками и в полукоматозе.

Тонкий репшнур адски путается и не очень прочный. Я бы упаковал его в мешочек (например, от спальника) или рюкзак и цеплял на беседку при дюльфере. Тонкий репшнур больно и трудно тянуть, поэтому рациональным диаметром является 5-6 мм, полезно иметь не скользкие перчатки. Не лишним может оказаться тиблок и большой карабин для сдёргивания, но тянуть следует без фанатизма, чтобы не снять оплётку (<3.5 kN для 7.5 мм сухой статики). Репшнуры с дайнемовой или кевларовой сердцевиной меньше путаются, но оплётка на них хуже держится и они дорогие.

Конец сдёргивающей верёвки при дюльфере нужно пристёгивать к себе, чтобы не пришлось возвращаться на верхнюю станцию.

Резюме для комбинации одинарной верёвки и репшнура

Репшнур для сдёргивания — самый лёгкий и компактный вариант. Тоньше, чем 5 мм брать не стоит. Однако, он обладает двумя существенными недостатками.

  1. Если верёвку заклинит, когда нижний конец ушёл, а верхний ещё не пришёл, то эту затруднительную ситуацию не описать в цензурных выражениях, потому что вы останетесь посреди стены без верёвки.
  2. Сдёргивать репшнуром — мучительно, нужны не скользкие перчатки и не помешает иметь ти-блок.

Недостатки естественным образом ограничивают область применения такой системы, она хороша для:

  • Маршрутов, которые необходимо идти с одновременной страховкой и на которых мало дюльферов. Пример: гребневые или маршруты из долины в долину с преимущественно пешеходным спуском.
  • Очень трудных маршрутов по чистому рельефу, где с одинарной верёвкой лезть легче, а заклинивание верёвки при сдёргивании маловероятно. Пример: вертикальные стены.
  • Рекордные маршруты, где таким образом снижаются другие риски (попасть в непогоду, например).

Трезвый расчёт

Современные двойные верёвки стали такими лёгкими, что подбор гибридной системы может не иметь смысла. Планируя серьёзное восхождение стоит посчитать «за» и «против».

Например, зимой для свободного лазания на микст можно взять Beal Ice Line, 78 г/м, для ледолазания — Beal Gully, 72 г/м, а для скальных маршрутов — Mammut Phoeniex, Edelrid Apus или другую подобную верёвку весом 84 г/м (цифры для двух жил). Для «быстрой тройки», (когда два вторых лезут или жюмарят на жилах двойной верёвки за первым) можно взять Beal Opera 8.5, 96 г/м, или Mammut Genesis 8.5, 94 г/м. На этих верёвках не безопасно, но реалистично жюмарить по одной жиле, Beal безопаснее за счёт приклеенной оплётки.

Вес комплекта Beal Joker 9.1 / 5-мм репшнур

72.8 г/м. Подобный комплект из лёгкой одинарной верёвки более традиционного диаметра — Tendon Master 9.7 и 5-мм репшнура

81.8 г/м. В общем случае, репшнура надо брать на 5 м больше основной верёвки, потому что она растягивается под нагрузкой.

Однако, двойные верёвки неудобны для движения с одновременной страховкой в двойке по скальному рельефу, а на верёвках тоньше 8.5 мм опасно жюмарить. Так же, тонкие верёвки легко повреждаются, поэтому если маршрут не крутой, то велик шанс её привести в негодность за одно восхождение (пример — рёбра Маттерхорна).

Вес — это не всё, всё — это скорость/удобство и безопасность. Неправильно выбранная система верёвок может превратить маршрут в каторгу (собственный пример) или русскую рулетку.

Встречный узел — как его вязать

Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего.
Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.

Как вязать встречный узел

Пошаговая схема вязкиИз этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.

Двойной

Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».

Двойной встречный узел

Схема двойного встречного узлаНа практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.

Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.

Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.

В результате у вас получится очень прочное соединение, которое можно использовать не только в качестве страховки, но и как сидение.

Классический

Детальную пошаговую схему завязывания классического встречного узла мы приводили в предыдущих разделах. Однако хотелось бы напомнить об описании этого типа соединения.

Встречный узел получил свое название абсолютно заслуженно, ведь конец одной веревки как бы идет навстречу другом, и одновременно подводится вниз под уже сформированной петлей.

Классический встречный узел

Так выглядит классическое веревочное соединениеВ классическом исполнении такой тип соединения использовался для связывания двух отдельных веревок. Его основное преимущество в том, что даже после намокания троса узел не распустится, а для того, чтобы развязать его, следует сильно потянуть за один из концов. В комплексе с простотой вязки это делает встречный узел одним из самых надежных соединений.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел

Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.

Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».

рыбацкий-2

Первый простой узел

рыбацкий-4

Второй простой узел

рыбацкий-5

Затягиваем

рыбацкий-6

Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

рыбацкий-7

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

встречный_узел

Белая веревка протягивается по траектории зеленой

Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

встречная_восьмерка

Белая веревка — по траектории зеленой

Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках. Затягиваем

шкотовый-4

Можно сделать контрольные узлы

шкотовый-5

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок. Первый узел готовВторой узел готов

узел_грейпвайн-8

Два узла стягиваются вместе

узел_грейпвайн-10

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.

Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.

змеиный_узел-2

Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки

змеиный_узел-3

Протягиваем концы веревки в «окошко»

змеиный_узел-4

Затягиваем

змеиный_узел-5

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.

Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.

Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит. Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).

Вяжем фламандский встречный узел

1. Итак, нам потребуется две веревки. Сперва, проводим манипуляции с первой. Необходимо образовать петлю, пустив ходовой конец поверх основной веревки.

2. Заведите конец вниз и проденьте сквозь образовавшуюся петлю.

3. Ходовой частью второй лески проходим через петлю.

4. Обогнув ходовой конец лески вокруг первой веревки заводим его внутрь первой образованной петли.

Источники:

https://opozhare.ru/faq/vidy-pozharnyh-uzlov
https://ribxoz.ru/morskie-uzly-naznachenie-shemy-vjazanija/
http://activelife.dp.ua/rock-climbing/veryovki-raznogo-diametra-na-dyulfere.html
https://veles-fish.ru/snasti-i-uzly/kak-soedinit-dva-konca.html

Грейпвайн узел схема

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru