Основные морские узлы

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки. С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов. От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

Наиболее популярные морские узлы

В настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

  • «knot»;
  • «hitch»;
  • «bend».

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Основные морские узлы

Булинь

Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Ткацкий узел: видео-уроки со схемами для начинающих

Для удобства выполнения своих изделий мастерицы приспособили много приемов из разных областей, не связанных с рукоделием, таких, например, как ткацкий узел, видео по его выполнению предоставлен ниже.

Ткацкий узел: видео-уроки со схемами для начинающих

Этот элемент пришел к нам из текстильной промышленности, с ткацкого производства. И его главной задачей являлась скорость выполнения узла, прочность и минимальный рельеф в местах соединения нитей.

Устранить разрыв нити за несколько секунд, не останавливая работу станка, возможно, имеет значение на производстве. Там каждая подобная остановка приносит ущерб предприятию. Но в обычном вязании, вышивании или другой бытовой ситуации гораздо важнее, чтобы этот узелок не выделялся на изделии и, конечно, не развязывался.

Ткацкий узел: видео-уроки со схемами для начинающих

Знать виды узлов и уметь их выполнять – базовый навык, которым должна владеть каждая хозяйка и рукодельница. Сейчас трудно сказать моряки или ткачи изобрели узлы, которыми мы пользуемся. Главное, что их опыт проверенный столетиями пригодился и в наши дни. Умение завязывать надежные и прочные узлы может понадобиться в самых неожиданных ситуациях:

  • во время вязания спицами и крючком;
  • соединение пряжи разных цветов, для плавного цветового перехода;
  • устранение обрыва нити во время вязания или переход на новый моток пряжи;
  • в шитье или вышивании при обрыве нити;
  • в быту, для соединения различных веревок, проводов и внезапно оборвавшихся шнурков;
  • в походах, на рыбалке, в спорте.

Как завязать Ткацкий узел

Простой текстильный (ткацкий) узел можно завязать двумя способами.

Способ 1

Две нитки накладываются друг на друга.
Верхний конец, проводится под нижнюю нить. Образуя петельку.
Нижняя нить обводится под кончиком верхней нити.
Конец нижней нити заводится в петлю.
Затягиваем и получаем «Ткацкий узел».

Получается надежный узел, маленького размера. Такие способы используются для шерстяных изделий, нитях льняной или хлопчатобумажной пряжи.

Способ 2

Так можно связать короткий конец с длинной частью:

Придерживая ее, затягивается узелок.

Прямой (шкотовый) узел

Самый старый из известных людям узлов. Найденная археологами часть рыболовной сети, связанная этими узлами, насчитывает 9000 лет.

Главная особенность этого узла не только в прочности соединения нитей, но еще и в том, что он прост в исполнении, как все гениальное. Завязывается он двумя способами.

  • Для удобства берем тонкие шнурки или веревочки;
  • Делаем все согласно схеме: из одного шнурка делаем петлю и берем его в левую руку, в правой руке держим конец второй нити;
  • Продеваем правый шнурок в левую петельку;
  • Оставляем кончики достаточной длины;
  • Правым шнурком обвиваем основание левой петли и вводим его кончик в левую петлю;
  • Затягиваем;
  • Кончики можно отрезать у самого основания узла;

Статья по теме: Ажурное вырезание из бумаги: схемы для начинающих с мастер-классом

На рисунке под а), б).

Ткацкий узел: видео-уроки со схемами для начинающих

Нужно помнить, что этот узел надежен только в том случае, когда он находится под натяжением. Применять его на пряже, тросах, шнурках с гладкой поверхностью не стоит, так как синтетика скользит и узел может развязаться.

Ходовые концы нитей должны быть оба сверху или оба снизу, если они расположены с разных сторон узел завязан неправильно.

  • Для второго способа ходовые концы нужно оставить длиннее, для завязывания контрольных узлов. На рисунке – в), г), д), е);
  • Делаем простой узел, затем на обоих концах завязываем контрольные узлы.

Ткацкий узел при вязании

При вязании хорошо подойдет мини-узелок. Он также носит название «промышленный узел». Это крепкое, миниатюрное соединение, равное диаметру связанных нитей пряжи. Для соединения нужно:

Такой метод подойдет при использовании спиц, вязании крючком.

Для вязания подходят практически все разновидности морских узлов. Они работают со всеми видами пряжи. Исключение составляет прямой узел, его производные (бабий, воровской). Их не следует применять при соединении шелковых или нейлоновых ниток. В этих случаях, узел ползет под нагрузкой.

Узлы для связывания двух тросов

Бабий узел.

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки — завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это — позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «телячьим», «ложным», «салаговым» узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык — в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла… Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Двойной Ткацкий узел

Двойной ткацкий узел более надежен и актуален для гладких нитей, когда простой способ не дает надежного крепления.

Завязывается следующим образом:

Нити складываются вместе.
Одна из нитей образует петельку в которую продета вторая нить.
Следует еще одна обводка вокруг конца второй нити.
Конец второй нити пропускается через петельку встречным образом.
Получившийся «Двойной ткацкий узел» затягивается.

Текстильные узлы разнообразны. Различные их варианты применяются везде, где нужно связывать разные части веревок, канатов, тросов и т.д.

Что такое ткацкий узел и как он выглядит

В ткацком деле всегда важно сделать работу быстро и качественно. К сожалению, инструменты для этого ремесла не всегда идеальны, и случаются обрывы прямо во время пошива (рисунок 1). Это может быть вызвано браком продукта или же износом контактирующих с прядью деталей инструмента. Если присмотреться к стыкам швейной машинки, то можно увидеть небольшие ворсинки ‒ это стертая ткань. А ведь это на практически гладком дереве или металле станка ‒ представьте себе, как сильно стирало тканые волокна на деревянных станках без хорошей полировки.

В любом случае это неприятное событие, ведь придется вспарывать все изделие и перешивать его, а в самих станках требовалось быстро заменить порванный участок. Очень сложное занятие, но чтобы избежать подобного, был придуман специальный способ скрепления двух разных веревок.

Описание ткацкого узла: придуман он был задолго до появления профессиональных машин для тканья, примерную давность исчисляют в 9 тысяч лет. Свое применение он нашел среди узлов для ткацких станков. После затягивания, скрепление выглядит как небольшой бугорок между двух связанных волокон, редко превышая их собственный диаметр. Такой хитрый фиксатор предназначен для совершенно незаметного соединения нитей одним узлом. Отсюда и эстетическая, и практическая польза.

Ткацкий узел фото

Рисунок 1. Разновидности соединения: 1 — прямой, 2 — развязывающийся, 3 — кинжальный

Единственный недостаток ‒ крепление не будет стабильно держаться без нагрузок, так что рассчитывайте на его помощь именно в активном состоянии.

Ткацкий узел при завязывании браслета

Сделать простой браслет, используя ткацкий узел, очень просто. Для этого понадобится:

  • вощеный шнурок;
  • украшение (подвеска, бусинка, другие подходящие элементы).
  • Сложить шнур кольцом, предварительно надев украшение.
  • На одном краю завязать простой узелок не затягивая.
  • Пропустить и полученную петельку кончик другого края.
  • Сделать одинаковою петельку.
  • Затянуть оба узла.
  • Лишнее обрезать, места срезов покрыть бесцветным лаком.
  • Украшение с регулируемым размером готово.

Разновидности Текстильных узлов

  • Прямой узел используется для связывания пары концов;
  • очень просто и легко завязывается;
  • часто применяется и технике макраме.
  • ходовая часть, сложенная вдвое, пропускается под коренным концом;
  • прочное соединение;
  • легко распускается, если нужно, не зависимо от натяжения.
  • быстро вяжется;
  • концы, в завязанном положении, выходят по разным сторонам (удобно при связывании пряжи);
  • используется при соединении тонких шнуров;
  • обладает хорошей надежностью.
  • легко завязать, сделав один конец в виде восьмерки;
  • второй, продев через петли, запустив в кольцо восьмерки;
  • легко распускается при ослаблении одной из крайних петелек.
  • завязать можно двумя способами;
  • имея такой вид переплетения, узел не портит нить;
  • никогда плотно не затягивается, легко развязывается.

  • довольно прост в вязании, хорошо выдерживает нагрузки;
  • при полной затяжке, ходовые концы направлены в одну сторону.

  • комбинация из двух простых улов, завязанных на краях каждого конца;
  • узелки, сдвинутые друг к другу, затягиваясь, образуют довольно крепкое соединение;
  • при сильном натяжении, такой узел очень сложно развязать, практически невозможно.

Связать две веревки между собой. Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств.

А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется.

Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» — на 25 %, «булинь» — на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.

Вяжем «прямой» узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.

е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть.

Охотник и рыболов с опытом 20 лет. Любитель дикой природы

При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла.

И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.

е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Узел «Стремя»

Узел может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.

Узел может используется при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Также используется для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки.

Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов.

Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.

Охотник и рыболов с опытом 20 лет. Любитель дикой природы

Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом.

Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт. Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо.

Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет. При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.

Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.

Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.

Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:

Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.

Морские узлы: схемы, рисунки, способы. Морские узлы: история и схема вязки

Искусство вязки морских узлов на самом деле полезно не только тем, кто регулярно плавает на суднах. Любому туристу будет полезно иметь в своем арсенале пару-тройку таких приемов, да хотя бы для более прочной установки походной палатки и прилаживания к ней тента от дождя. А уж насколько этот процесс интересен сам по себе! Для тех, кто желает научиться завязывать морские узлы, схемы и способы даны в этой статье.

Веревочные узлы в нашей жизни

Вязать узлы – это одна из первых вещей, которым научилось человечество в процессе своей эволюции. Ими скрепляли орудия труда, делали первые силки и капканы для охоты, а также замки.

Самыми первыми веревками стали полосы из коры деревьев, лозы, шкур животных. Ими скрепляли первую одежду и первую постель. Постепенно люди освоили ткачество и смогли уже самостоятельно изготавливать веревки, делая их более прочными и длинными. Да, и именно благодаря им впервые вознесся над государством его главный символ — флаг.

Веревка – верный спутник человека в путешествиях, как морских, так и воздушных. Использование веревки без вязания узлов представить себе сложно. Эти слова давно ассоциируются друг с другом. Именно моряки стали первыми, кто начал вязать морские узлы, схемы которых можно найти в учебниках по такелажному делу.

Морские узлы: история и схема вязки

Они являются неотъемлемой частью человеческой культуры, трудно представить наш мир без них. Новые узлы продолжают изобретаться и в наши дни, и каждый из них получает авторство, как изобретение, и патент.

Их гениальность – в простоте. Они могут быть стопорящими, быстроразвязывающимися, затягивающимися и незатягивающимися. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Благодаря веревкам появились первые приспособления для плавания по воде – плоты. Узел имеет и мистическое значение – это не просто способ скрепления, а талисман, который охраняет своего владельца от беды.

У моряков Северной Европы было поверье о трех магических узлах – правильно завязанные на корабельных снастях они хранили от крушения. Существовал даже ритуал по развязыванию, который должен был вызвать ветер.

В самый расцвет мореходства существовало порядка 500 узлов. Названия их ведут свое происхождение от снастей, к которым они применялись – например, сваечный или шлюпочный. В наши дни узлы также идентифицируются со страной, где он был изобретен – испанский беседочный узел или фламандская петля.

Морские узлы история и схема вязки

Рабочие концы троса, при помощи которого осуществляется вязка, называются ходовыми. Они обносятся вокруг коренных, которые остаются неподвижными. Эти концы противоположны друг другу.

И по сей день можно найти народности, которых не коснулись блага цивилизации, и они по-прежнему изготавливают оружие и силки для охоты и рыбной ловли с применением вязки узлов.

Веревочные узлы: их виды и способы вязки

Вам понадобится веревка, не очень толстая и достаточно мягкая. Также как в вязании здесь нужна тренировка. С первого раза вы мало что запомните, поэтому каждый новый узел должен быть отработан несколько раз. И конечно, ими нужно пользоваться в повседневной жизни, иначе они быстро сотрутся из памяти.

Да, каждый из них имеет свое название. Но не стоит слишком заострять внимание именно на них, лучше запоминать последовательность комбинаций. Установившихся названий не так много, и чаще они зависят от источника.

Самый простой узел вяжется так: на одном конце веревки делается петля, в которую продевается ходовой конец. Все. Его недостаток – уменьшение прочности веревки. Опытный рыболов или мореплаватель всегда обрезает случайно завязанные простые узлы или заменяет их.

Отработку навыков вязки можно начать с «восьмерки». Она не снижает прочности и легко развязывается. Практическое значение – ограничить движения веревки. Восьмерка является элементом и других более сложных узлов.

веревочные узлы их виды и способы вязки

Если вам нужно соединить две веревки, вяжите прямой (или рифовый) узел. Для увеличения надежности и прочности на ходовых концах нужно сделать восьмерки. При вязке дважды последовательно перекрещиваются две веревки. Один из свободных концов складывается вдвое, образуя бантик. Если количество ходовых оборотов сделать больше получится хирургический узел, который вяжется на натянутых тросах.

Лишние накиды и обороты могут не только все испортить, но и сделать из одного узла совершенно другой. Поэтому при вязке внимательно следите за направлениями витка.

Классификация

Прямой или рифовый входит в 24 основных морских узла. Почему они так называются? Считается, что они наиболее употребительны в мореходстве и именно с них все начиналось. В данной классификации прямой и рифовый – это два узла, хотя принцип их вязки абсолютно одинаков. Восьмерка и хирургический (или двойной прямой) также относятся сюда.

В тех случаях, когда необходимо связать концы двух веревок, вяжут плоский узел или штык. Его отличительная особенность – это симметрия. Технология вязки: один из концов складывают петлей, второй конец таким же способом оборачивают вокруг, стягивают концы, протянутые насквозь. Они должны быть переплетены один через другой.

Одним из наиболее используемых в такелажном деле является сваечный узел. В петлю заводят ходовой конец такой же петлей. Затягивают его вокруг какого-либо предмета, иначе он не затянется.

Отдельно выделяют такие узлы типа «штык». Это прямой, с двумя шлагами, с обносом и рыбацкий. Первый применяется для качественной швартовки. Технология его вязки уже рассказана выше. Здесь все то же самое, только веревка сначала оборачивается вокруг причального пала. Чтобы снизить износ троса придумали штык с двумя шлагами. Веревка при этом дважды оборачивается вокруг пала. Штык с обносом имеет дополнительную петлю. Это сделано для еще большей надежности. Рыбацкий отличается от узла с двумя шлагами тем, что дополнительная петля провязана, а не просто накинута. Именно его используют для якоря.

Чтобы крепко привязать трос на чем-либо, другой веревке или канате, вяжут выбленочный узел. Ходовой конец, который обносят вокруг объекта, проносят над коренным. Второй шлаг провязывают в противоположном направлении.

24 основных морских узла

Самые известные

Основное качество морских узлов – это надежность, а также простота и возможность сделать это только одной рукой. Простота кажется здесь неуместным понятием, но на самом деле замысловатые морские узлы вяжутся действительно быстро и легко благодаря четко выверенной технологии.

15 популярных морских узлов включают в себя уже знакомые вам восьмерку, прямой и плоский, штык с двумя шлагами, рыбацкий штык, стопорный и рифовый узлы, а также удавку, затягивающуюся удавку, португальский булинь, улучшенный кинжальный узел, фламандскую петлю и фламандский узел.

Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Довольно теории

Теперь вы знаете, что именно представляют из себя морские узлы. Рисунки, схемы вязки некоторых из них, а именно тех, которые могут быть применимы в обыденной жизни, указаны ниже.

Для тренировки используйте обычную бельевую веревку и стул. Сначала просто делайте самые простые самозатягивающиеся узлы. Для этого надо перекинуть веревку через перекладину и один конец пронести сквозь получившуюся петлю.

А вот как вяжется фламандский узел, один из самых простых и популярных. Он пригодится вам для надежного скрепления двух веревок между собой.

морские узлы рисунки схемы вязки

Вяжем двойной беседочный узел

Это умение вам может очень пригодиться в жизни, ведь его используют для создания надежной опоры для ноги, при строительстве висячих беседок или подмостков, а также он пригодится для создания экстренного подъемного механизма. На картинке показано, как завязывать морской узел. Схема расписана ниже.

как завязывать морской узел схема

Попробуем завязать португальский булинь

Если вдруг в вашей жизни произойдет сложная ситуация, когда придется поднимать раненого человека, этот узел может оказаться очень кстати. Его предназначение – создание двух петель, в которые как раз можно поставить ноги. Коренной конец тогда вяжется полуштыком под мышками, чтобы крепление получилось максимально надежным для человека, находящегося в бессознательном состоянии.

морские узлы схемы

Сделайте два круговых витка по обеим сторонам.

Пропустите ходовые концы вокруг них. Сделайте простой узел и оттяните его в сторону. Помните, что он сильно не затягивается. Протащите центральный виток сквозь тело узла.

Дидактический материал на тему «Техника вязания туристских узлов»

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Рыболовный узел Паломар

Узел Паломар самый популярный из простых рыболовных узлов. Это не только один из самых сильных узлов в списке, это также один из самых простых рыболовных узлов для освоения. Этот тип узла лучше всего подходит для крепления вашего крючка с плетеной леской, или для соединения основной лески с поводком. Узнайте, как завязать Паломарский узел:

  1. Сложите леску пополам, так чтобы получилась петля. И проденьте ее через ушко крючка.
  2. Завяжите простой узел на двойной леске и пусть ваш крючок свободно висит. Не нужно перекручивать леску.
  3. Конец, который остался в виде петли нужно пропустить через крючок..
  4. Смочите леску и потяните за оба конца, чтобы затянут свой узел и обрезать лишнюю леску.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке.

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Узел Рапала

Узел Рапала является лучшим из простых рыболовных узлов для крепления приманок к фторуглеродным лескам. Названный в честь компании, которая изобрела этот узел, он может быть умело завязан всего за пять простых шагов:

  1. Завяжите простой узел, но не затягивайте, примерно от конца лески на 15-20 см.
  2. Проденьте конец лески через ушко в крючке, и затем проденьте конец лески в простой узел.
  3. Оберните вокруг вашей лески конец 3-4 раза, сформируйте петлю и просуньте туда еще раз конец лески.
  4. Запустите конец лески через петлю, которую вы только что сформировали на предыдущем шаге.
  5. Потяните за основную леску, конец лески и крючок одновременно, чтобы затянуть узел вниз.

Дидактический материал на тему «Техника вязания туристских узлов»

Техника вязания туристских узлов.

Верёвка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение её достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьёзный походник должен знать, как вязать узлы на верёвке. И не простые, а туристические верёвочные узлы на все случаи жизни.

Поэтому ниже мы разберём основные виды верёвочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберёмся, как завязать самый простой узел.

Вяжем прямой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдёт, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца верёвки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две верёвки одинакового диаметра для нетяжёлых грузов, прямой узел подойдёт как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмёрка

Как правильно завязать узел проводник и восьмёрка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмёрка очень надёжные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмёрка при этом считается более надёжной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмёрка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надёжен. Однако для серьёзных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать верёвку вокруг опоры, для связывания двух верёвок, для создания незатягивающейся петли.

Узел грейпвайн

Грейпвайн – более сложный узел, чем приведённые ранее. Это надёжный узел, предназначенный для связывания двух верёвок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъёме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Пиратский узел: быстроразвязывающийся

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть верёвку. Один конец верёвки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой – для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух верёвок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две верёвки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски верёвок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая верёвка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно?

Подведём итоги. Все виды верёвочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух верёвок одинакового диаметра;
  • для связывания верёвок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания верёвки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой верёвки (крепления страховки, организации переправы ).

Узел Палача

Этот стиль узла лучше всего подходит для моноволоконных лесок, но это универсальный узел и может использоваться в различных условиях рыбалки. Hangman — это один из простых узлов привязать крючок к леске, и он отлично подходит для крепления вашей лески к вашей катушке.

  1. Проведите свою леску через ушко на крючке и сложите ее пополам. Это должно образовать круг.
  2. Оберните конец остатка вокруг двойной лески шесть раз, а затем потяните через петлю.
  3. Затем смочите свою леску и потяните за основную леску, чтобы затянуть.
  4. Закончите, потянув основную леску, чтобы сдвинуть узел вниз к ушку крючка.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески — эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы, как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Наиболее популярные морские узлы и их назначение

Отдельно разберем наиболее популярные термины и морские, которые затрагиваются в этом уроке.

  • Терминология
  • Практическое применение
  • Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон
  • Как вязать беседочный узел
  • Как вязать шкотовый узел
  • Как вязать выбленочный узел
  • Как наложить марку и бензель на конец троса
  • Как вязать бурлацкую (травяную) петлю
  • Как вязать гачный узел для швартовки
  • Бухтовка тросов
  • Как вязать дубовую петлю
  • Схема вязки восьмерки
  • Как установить кранцы

Терминология

  • Трос
    — это канат, веревка из любого материала (мателл, натуральное, искусственное волокно) любого диаметра.
  • Шлаг
    — это оборот троса вокруг чего-либо.
  • Коренной конец
    — это тот конец веревки, который закреплен к чему-либо.
  • Ходовой конец
    — это тот конец, который используется для вязки, закладки.
  • Огон
    — это заделка одного из концов троса в петлю.

Такелажные работы яхтсменов:

  1. Заводка швартовых;
  2. Крепление кранцев;
  3. Бухтовка тросов;
  4. Крепление флагов;
  5. Сращивание тросов;
  6. Крепление тросов на утку;
  7. Крепление тросов к рангоуту, паллам.

Что такое шлаг, ходовой и коренной конец, огон

Беседочный узел (булинь)

Незатягивающийся узел булинь — схема вязки.

Шкотовый узел

Шкотовый узел по схеме похож на булинь. Показываем простую схему вязки шкотового узла.

Выбленочный узел

Этот узел взял свое названия от слова выбленка. Выбленка — это ступенька для веревочной лестницы, которыми обычно оснащались парусники прошлого для того, чтобы матросы поднимались на мачту. Сейчас этот узел все еще актуален для других целей. Показываем схему вязки этого узла:

Как наложить марку и бензель на конец троса

Рассказываем назначение марки и бензеля и показываем, как их накладывать на конец троса.

Бурлацкая (травяная) петля

Показываем как завязать бурлацкую петлю и область ее применения.

Гачный узел для швартовки

Гачный (гаковый) узел вяжется на утке для швартовки. Показываем, как правильно его вязать.

Бухтовка тросов — как правильно собирать тросы

Показываем, как правильно бухтовать тросы на яхте.

Дубовая петля

Показываем еще один возможно самый простой морской узел — дубовую петлю.

Фламандская петля (восьмерка)

Показываем, как вязать восьмерку.

Как установить кранцы

Закрепляем материал по кранцам для яхты.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности. Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната. При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий — и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве. Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности. Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна — шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел. Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется. А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам — ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу. Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли. Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник, среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения. А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону. Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения. Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, — умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

Как научиться вязать морские узлы: видео

Как вязать морские узлы

Морские узлы активно применяются не только в мореплавании, но и во многих других сферах деятельности. Например, лучшие морские узлы используют строители, рыбаки, туристы и многие другие люди. При этом некоторые не подозревают, как называется тот или иной морской узел, но отлично знают, как его вязать. Мы подготовили для вас лучшие и надежные морские узлы, а также расскажем про их назначение и способы применения.

Простой морской узел

Называемый прямым, этот узел является самым элементарным, поэтому с него рекомендуем начинать учиться вязать морские узлы. Применяется данный узел для надежного соединения двух концов веревки. Вяжется следующим образом:

  • возьмите два конца веревок и одним из них оплетите второй;
  • из конца второй веревки сделайте петлю;
  • проденьте в нее первую веревку;
  • затяните, подтянув оба конца.

Для повышения надежности данного узла можно каждый из концов в качестве страховки привязать к веревке обычными узлами. Посмотрите на схему или видео, как вяжется прямой узел, и вы запросто все повторите.

Беседочный или булинь

Один из самых распространенных узлов, состоящий из нескольких более простых. Он универсален, а моряки используют его для швартовки, страховки моряков или привязывании каната к гаку. Этот основной морской узел надежен, а вязать его можно с тросами любой толщины и из разных материалов. Вяжется он элементарно и по надобности быстро развязывается. Вяжется по следующей схеме:

  • сформируйте на свободном конце петлю и пропустите через нее конец;
  • обведите ходовым концом коренной и вновь заведите в петлю;
  • после заключения ходового конца в малую петлю затяните булинь.

При необходимости узел легко развязывается – для этого нужно сдвинуть петлю от ходового конца в сторону коренного.

Узел восьмерка

Классический морской узел, получивший название в соответствие с формой. Он является основой для многих более сложных узлов, а также его обычно применяют в качестве стопора или закрепляющего узла. Главное достоинство в легкости вязки и развязывании, даже когда трос мокрый. Вяжется восьмерка элементарно:

  • ходовым концом обводим коренной и вытягиваем сверху, формируя петлю;
  • пропускаем в нее свободный конец, предварительно сделав виток вокруг себя;
  • прочно затягиваем.

Водяной узел

С его помощью моряки соединяют веревки и тросы равного диаметра, а вообще это усложненный вариант прямого узла. Водяной узел обеспечивает хорошее соединение и не развязывается под воздействием рывковых нагрузок. Отметим, что правильно завязанный водяной узел не расслабляется, особенно когда трос намокает.

Как завязывается этот морской узел понятно по картинкам, а вообще схема следующая:

  • ходовые концы размещаются параллельно;
  • ими формируют петлю, в которую продеваются ходовые концы в три оборота;
  • следите, чтобы веревки шли параллельно друг другу;
  • потяните сразу за все 4 конца веревок, чтобы затянуть водяной узел.

Многократная восьмерка

Этот узел применяют, когда на веревке нужно создать утолщение. Он выдерживает высокие нагрузки, но в мореходстве его используют нечасто. Нагрузка равномерно распределяется за счет большого числа оборотов веревки, поэтому она не повреждается. Вяжется узел на тросах и веревках сравнительно малого диаметра:

  • от ходового конца делается небольшой отступ и формируется петля;
  • этим концом делаем оборот вокруг основной веревки и продеваем в петлю;
  • свободным концом необходимо сделать два оборота вокруг петли и вновь завести внутрь нее;
  • подтягиваем сформировавшиеся петли к середине и затягиваем.

Полуштык

Еще одним распространенным и простым незатягивающимся узлом является простой полуштык. Вяжется он поэтапно по следующей несложной схеме:

  • обводим ходовым концом вокруг трубы или другого предмета;
  • делаем оборот вокруг коренного конца;
  • запускаем в петлю и затягиваем.

Чтобы лучше разобраться, как вязать простой полуштык, посмотрите схему в картинках.

Якорный узел

Его еще называют рыбацким штыком. Это один из старейших и надежных морских узлов, применяемых для привязывания якоря и решения других задач, предполагающих высокие нагрузки. Этот крепкий узел завязать нетрудно:

  • проденьте конец веревки в отверстие или крановый крюк;
  • заведите конец за основной трос и проденьте в обе сформировавшиеся петли;
  • снова заведите конец за главную веревку и проденьте в петлю;
  • затяните узел, а для надежности закрепите конец веревки к ее основанию стяжкой.

Скользящий узел

Мы рассмотрели разные варианты, а напоследок оставили еще один красивый морской узел, называемый скользящей петлей. Вяжется он по следующей схеме:

  • на ходовом конце формируется, но не затягивается обычный узел;
  • свободный конец пропускают через образовавшиеся витки;
  • узел подтягивается, но низ петли придерживается.

Посмотрите видео, как сделать скользящую петлю, и вы быстро научитесь ее вязать из любой веревки и даже лески.

Мы рассмотрели, как вязать основные морские узлы в картинках, а вы можете потренироваться на небольшом кусочке веревки. Также предлагаем посмотреть видео, как завязывать основные морские узлы.

Источники:

https://prouzel.ru/morskie-uzly/morskoj-uzel-osnovnye-uzly.html
https://ice-game.ru/vyzhivanie/kak-svyazat-dve-verevki-mezhdu-soboj.html
https://fb.ru/article/185670/morskie-uzlyi-shemyi-risunki-sposobyi-morskie-uzlyi-istoriya-i-shema-vyazki
https://rybalkarybaka.ru/raznoe/super-uzel-2.html
https://www.sportobzor.ru/kak-nauchitsya/kak-vyazat-morskie-uzly.html

Как вязать морские узлы схемы

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru