Как научиться вязать морские узлы

Морские узлы для начинающих яхтсменов — один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы — искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства — волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное — просто.

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел — на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Как научиться вязать морские узлы

  1. Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
  2. Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку — выйдет «бабий» узел.
  3. Затяните.

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать простой штык:

  1. Создать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести ходовой конец под или над веревкой.
  3. Повторить действие в том же направлении, чтобы петли были завязаны одинаково.
  4. Сделать петлю вокруг веревки.
  5. Закрепить.

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

vyblenochniy-1.jpg

Как вязать выбленочный узел:

  1. Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
  2. Сделать перехлест.
  3. Провести конец через получившуюся петлю.
  4. Крепко затянуть.

Беседочный узел

Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название — булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать беседочный узел:

  • Формируем на конце петлю.
  • Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
  • Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
  • Аккуратно затягиваем узел.

Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов — обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.

Морские узлы: назначение, классификация, схема вязания

морской узел

Морские узлы нам известны еще со времен возникновения мореплавания, но их использовали в собственных целях первобытные люди. Считается, что стали вязать веревки еще задолго до того, как был добыт огонь. Крепкие узлы создали моряки, ведь от качества крепления мачты зависела скорость передвижения парусника и безопасность команды.

С помощью замысловатых простых узлов крепили тысячи метров такелажных снастей, мачты, реи и паруса. Насчитывается свыше 500 видов морских узлов, но в современном мореплавании используется около 40 наименований.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

способы вязки узлов

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

схема прямого узла

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

узлы

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Важно!

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

прямой и рифовый узлы

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

узел петля

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

схема вязания простых узлов

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

туристические узлы

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

узел грейпвайн схема

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

Гордиев узел

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Важно!

Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Рыболовные узлы для крючков и поводков

Любая рыболовная оснастка состоит из нескольких элементов, которые соединены между собой. Простейшим способом соединения является карабин, но с одной стороны к нему тоже нужно привязывать леску. В общем, как ни крути, а без узлов не обойтись.

Как привязать крючок

Многие начинающие рыболовы сталкивались с такой ситуацией, когда долго готовишься к рыбалке, приезжаешь на водоем, рассчитываешь на хороший улов, и вот он счастливый момент – поплавок резко уходит под воду, а удилище едва не слетает с подставки. Вне всяких сомнений приманку заглотила крупная рыба. Но после подсечки почему-то не ощущается тяжесть на другом конце снасти. Достаешь удочку, и видишь кусок лески вместо трофея, который благополучно ушел вместе с крючком. Обидно? Не то слово!

Такое переживали практически все новички. А все потому, что недостаточно просто купить необходимые элементы для составления снасти, нужно знать, как правильно их соединять, в частности как вязать рыболовные узлы. На сегодняшний день существует много разных рыбацких узлов: для основной лески, для поводков и всех типов крючков, для плетенки и так далее. Многие варианты на первый взгляд схожи между собой, но в действительности они отличаются один от другого такими важными характеристиками, как крепость и прочность.

Сейчас многие производители флюорокарбоновых, нейлоновых, капроновых лесок и шнуров прилагают к своей продукции специальные вкладыши с рекомендациями относительно узлов. В них есть достаточно примеров, чтобы грамотно привязать к леске крючок, поводок или застежку и не потерять интерес к рыбалке после первой неудачи. Итак, какими бывают рыболовные узлы, как их вязать?

Узлы для соединения двух лесок

Ниже приведены способы как вязать узлы на рыболовной леске.

Морской хирургический узел . С его помощью можно всего за пару секунд связать разорвавшуюся леску. Для этого надо сложить два ходовых конца и несколько раз обернуть их вокруг коренных, затем вывести наверх, скрестить (как шнурки на ботинках) и, прихватив пальцами коренные концы, хорошенько растянуть в стороны. Несложный и достаточно крепкий узел готов выполнять свою функцию.
Виды морских узлов
Дубовый узел . Вяжется путем складывания двух концов, создания петли и затягивания простого узла. При этом важно отступить от края не меньше 10 см, иначе узел «сползет» при затягивании. Потом лишнее можно обрезать. Связать его можно еще быстрее, чем предыдущий, но рыболовы пользуются им лишь в самых крайних случаях. И не только потому, что такой узел не очень надежный. Его главный минус – торчащие концы, которые в воде цепляются за все, что можно. Единственный плюс – скорость завязывания.
Соединение двух лесок
Тройной рыбацкий узел . Подходит для соединения мононитей одинаковой толщины или с разницей до 0,05 мм. Делается по тому же принципу, что и предыдущий вариант. Надо сложить и выровнять оба конца, отступить немного от края, завязать простой узел, завести в него концы еще два раза и сильно затянуть. Обе лески должны затягиваться одновременно, без образования петель и пустот. Излишки обрезаются в 2 см от узла.
Тройной узел
Водяной узел . Такое соединение считается одним из самых прочных. Чтобы сделать его, необходимо приложить концы двух лесок по направлению навстречу друг к другу (они должны идти параллельно), взять в руки ходовые и коренные концы и завязать их простым узлом, только с двумя, тремя или даже четырьмя оборотами. Больше четырех делать не стоит. Этого вполне хватит, после затягивания развязать практически невозможно. Водяной узел неудобен тем, что один конец приходится протягивать в петлю, поэтому для соединения слишком длинных лесок он не подходит.
Водяной узел для рыбалки
Фламандский узел . Этот вариант имеет еще одно название – встречная восьмерка. Фактически это две восьмерки, по одной на каждый связываемый конец. Как их сделать? Сначала форму цифры «8» должен принять один ходовой конец, затем навстречу ему заводится второй, и с ним проводятся аналогичные действия. В итоге должна получиться двойная восьмерка. Затягивать следует не спеша, аккуратно, чтобы восьмерка сохранила форму. Еще больше усилить узел поможет растягивание в стороны коренных концов.
Фламанский узел
Травяной узел . Применяется для соединения двух лесок одинакового диаметра. Их концы нужно расположить параллельно, каждый обернуть вокруг коренного конца противоположной лески и провести под своим коренным концом. Теперь остается только затянуть и узел готов. У него есть сразу несколько преимуществ, а именно: простота вязки, его легко распустить при необходимости, неплохо держит нагрузку.
Травяной узел

Для соединения лески с поводком

Рыболовные узлы для поводков вяжутся следующим образом.

Хирургический узел . Применяется врачами для зашивания ран. Рыболовы взяли его на вооружение, так как он подходит для соединения лесок разных типов и диаметров (например, плетенки 0,25 мм с монолеской 0, 35 мм). Нужно сложить обе нити параллельно, сформировать из них петлю, пропустить в нее ходовые концы и сделать перехлест. Этот шаг повторяется несколько раз, а потом путем потяжки за коренной и ходовые концы затягивается узел. По заверениям опытных рыбаков хирургический узел выдерживает нагрузку до 30 кг.
Хирургический узел для поподков
Петля в петлю . Этот метод крепления гораздо надежнее других узловых соединений, он является отличной заменой карабину. На обоих концах соединяемых лесок нужно затянуть петли с помощью простого узла. Дальше петля поводка накидывается на петлю основной лески, сквозь которую выводится его конец. После растягивания основной лески и поводка в противоположные стороны образуется крепкое надежное соединение. Его основное преимущество – это возможность мгновенного демонтажа, если возникнет необходимость поставить другой поводок.
Узел петля в петлю
Узел центавр . Универсальный способ, позволяющий соединять монолески разного диаметра, а также монофильную леску с плетеным шнуром. Сначала оба конца складываются вместе. Затем одна нить оборачивается вокруг другой несколько раз свободными кольцами, чтобы через них можно было пропустить конец. Те же действия проводятся со второй нитью. Последний этап – затягивание узла путем одновременной потяжки за длинные концы.
Узел центавр
Узел олбрайт . Довольно популярный рыболовный узел, нередко применяемый спиннингистами с целью сохранить чувствительность снасти. Привязывать таким способом можно и тонкие поводки в фидерной или поплавочной ловле. Вяжется «олбрайт» следующим образом: одна леска складывается вдвое, а вторую необходимо завести в полученную петлю и обернуть ее до 10 раз, после чего вывести конец в оставшуюся маленькую петельку. Узел затягивается, и можно приступать к ловле. У него будет высокая прочность даже при соединении очень тонких лесок.
Олбрайт для рыбалки
Кровавый узел . Страшное название для провинившихся моряков, которых в старину наказывали плетью с такими узелками, и вполне приемлемое для любителей рыбалки. Леска, завязанная таким узлом, сохраняет до 95% заявленной производителем грузоподъемности, а это крайне важная характеристика. Чтобы научиться вязать кровавые узлы, много времени не потребуется, главное – быть внимательным и ничего не пропустить. Сначала два конца складываются внахлест, после чего один из них обвивается вокруг другого 6-7 раз. После этого он возвращается в начало обмотки и пропускается между двумя мононитями. Это место следует зажать пальцами. Аналогичную обмотку нужно произвести свободным концом другой лески, точно так же вернуть его обратно и продеть между лесами. В результате получаются два узелка, которые стягиваются поочередно. В правильно сделанном кровавом узле концы после стягивания направлены в разные стороны.
Кровавый узел
Рыболовный узел морковка . Это излюбленный вариант сторонников фидерной ловли, ведь благодаря своему размеру и форме такой узел с легкостью проскальзывает через заводные кольца удилища. А еще он подходит для самых разных материалов и сочетаний. Например, обычной и флюорокарбоновой, монофильной и плетенки, лесок разного диаметра (крепление шок-лидера). Правильно связанная и хорошо затянутая «морковка» не намного толще самой лески. Вяжут ее так: два конца складываются в направлении друг к другу, один из них завязывается свободным узелком на другом на расстоянии от края примерно 20-25 см, этим куском нужно обвить первую леску в обратном направлении (до 10 оборотов), а потом вставить его конец в узелок, который завязывался в самом начале. Затягивать «морковку» необходимо одновременно за обе лески, торчащие кончики можно обрезать. Некоторые рыболовы покрывают такой узел водостойким клеем для придания ему гладкости.
Узел морковка

Лучшие рыболовные узлы для крючков

Существует множество различных способов привязывания крючка к леске. Который из них выбрать, рыболов решает сам с учетом того, какое изделие находится у него в руках, с колечком или с ушком. Рассмотрим наиболее распространенные варианты рыболовных узлов для крючков.

Веретено – надежный, долговечный, выдерживающий серьезные нагрузки узел. Подходит для любых синтетических материалов, вяжется на цевье, никогда не соскальзывает к острию. Последовательность завязывания следующая: ходовой конец заводится в ушко по направлению к поддеву (изгибу), из него формируется плоская петля вдоль цевья, вокруг нее от ушка вниз делается несколько витков (обычно 4 или 5), конец заводится в оставшуюся петельку. Теперь его нужно придержать пальцем и потянуть за леску на противоположной стороне. Узел самозатягивающийся, когда подсеченная рыба упирается, он становится еще крепче.
Узел для крючка Веретено
Клинч – иначе его еще называют захватным узлом. С его помощью можно надежно зафиксировать на конце лески не только крючок, но и любой элемент оснастки, имеющий отверстие (вертлюжок, заводное кольцо и прочие). Клинч прекрасно выдерживает нагрузки. Чтобы сделать его, надо продеть ходовой конец в ушко, развернуть в обратном направлении, обвить леску (6-7 оборотов, неплотно), вернуть к первому витку, продеть в маленькую петельку рядом с ушком и вывести через получившуюся большую петлю. Дальше петли стягиваются, и узел готов.
Узел клинч
Лососевый – несложный и при этом весьма прочный узел, о чем можно догадаться уже из названия. Подходит для лесок всех типов. Как завязывать? Ходовой конец заводится в ушко, затем дважды оборачивается вокруг корневого, опускается вниз, заводится за корневой и протягивается в нижнюю петлю. К затягиванию узла все подготовлено, но прежде получившуюся конструкцию следует опустить на цевье крючка.
Лососевый узел
Черепаший (турле) – простейший узел, который не нанесет леске никакого вреда. На капроне и нейлоне склонен развязываться, поэтому целесообразнее применять его с плетеными шнурами. Ходовой конец следует продеть в ушко и сформировать обычную петлю, не затягивая ее. Затем завести крючок в петлю и только теперь затянуть. Последний штрих – обрезка лишнего кончика.
Черепаший узел
Прогиб – лучший вариант для крючков с лопаткой вместо ушка. Подходит для любых синтетических материалов, завязывается на цевье. Ходовой конец проводится вдоль цевья в сторону поддева, делается 6 оборотов по направлению к леске, конец возвращается через сформированные петли вниз. Остается лишь осторожно затянуть узел, равномерно натягивая оба конца, корневой и ходовой.
Узел для крючка с лопаткой

Узлы используемые в альпинизме и горном туризме

Узлы используемые в альпинизме и горном туризме

Узел в скалолазании и альпинизме относится к базовым элементам. Для альпиниста практика работы с узлами имеет такое же ключевое значение, какое имело умение вязать морские узлы во времена парусного судоходства. Будет правильно сказать, что основы современной техники узловязания формировались именно в ту, допароходную, эпоху. Матросам приходилось лазить по мачтам на приличной высоте и фиксировать паруса таким образом, чтобы они выдерживали огромную силу ветра, толкавшую судно.

Требования с тех пор мало изменились. Они должны быть крепкими, обеспечивать надежную фиксацию и по возможности легко развязываться.

Какие узлы бывают

Никто не сможет дать точный ответ на вопрос о том, сколько существует вариантов завязать узел. Со всеми вариациями и нюансами их наберется пара-тройка тысяч. Понятно, что вряд ли существует человек, который хотя бы в теории знает все из них.

Принято выделять базовый набор, который должен быть освоен любым человеком, намеревающимся заняться альпинизмом. В этой категории следует назвать:

  • фламандский (восьмерка);
  • двойной рыбацкий (грейпвайн);
  • итальянский (UIAA);
  • стремя;
  • прусик;
  • дубовый.

Также можно выделить блок основных дополнительных узлов, которые применяются более опытными альпинистами:

  • булинь;
  • австрийский проводник (бабочка);
  • австрийский схватывающий;
  • французский схватывающий;
  • узел Мунтера;
  • петля Гарда.

Общие правила

  1. Вязать определенный узел следует всегда одинаково, без каких-либо вариантов.
  2. Узлы должны быть «красивыми», иметь правильный рисунок, не иметь перехлестов.
  3. Обязательно хорошо затягивать веревку.
  4. Длина свободных концов – от 6 диаметров веревки.

Базовые узлы

Владения базовыми узлами и умения их комбинировать достаточно для решения большинства альпинистских задач.

Фламандский (восьмерка)

Самый простой, универсальный и наиболее многофункциональный узел. Используется для страховки, для связывания двух веревок, для организации связки. Имеет несколько вариантов исполнения:

  • Простая восьмерка (для страховки)
  • Двойная восьмерка (для организации станции страховки повышенной надежности)
  • Встречная восьмерка (связывание концов двух веревок)

Получил свое название, потому что, завязываясь, веревка «рисует» цифру «8».

Двойной рыбацкий (грейпвайн)

Один из надежнейших, который, в отличие от фламандской восьмерки, подходит и для связывания веревок разного диаметра. Для этого веревки кладутся параллельно. Сначала одна веревка вяжется на другой, затем – наоборот. Особенность грейпвайна – требуется хорошо затягивать. Небольшой недостаток – сложно развязать.

Итальянский (полустремя, UIAA) и стремя

Узел необходимо знать, т.к. он используется при подъеме или дюльфере в случае отсутствия страховочного устройства. Представляет собой полторы петли, закрепленные в грушевидном карабине. Он обеспечивает хорошее скольжение веревки. Позволяет контролировать ход троса, страхуясь от падения.

Стремя — это усложненный вариант итальянского полустремени. Представляет собой две петли, закрепленные на карабине, на опоре, на любом предмете с гладкой поверхностью, а также на дереве, столбе и т. д. Используется для изготовления стремян, носилок.

Прусик

Относится к группе схватывающих узлов. Вяжется вспомогательной веревкой (репшнур) на основную веревку. Используется для страховки при подъеме и спуске, при подъеме груза, при натягивании веревки на переправе. Плюсом прусика является его «двойное» состояние. Если репшнур ослаблен, он легко перемещается по веревке, а при приложении нагрузки затягивается и останавливает движение.

Важно соотношение диаметра репшнура и основы – 2:3. То есть при диаметре репшнура 7 мм, основа должна быть примерно 10 мм. Также репшнур должен быть мягким, с нейлоновой оплеткой. Следует избегать веревок из кевлара и дайнимы.

Дубовый узел

Преимущество – способность наилучшим образом проходить препятствия и не застревать в рельефных расчленениях. Является безопасной альтернативой встречной восьмерке при спуске по двойной веревке с необходимость дальнейшего продергивания.

Узел просто вязать (он также называется простым плоским) – на конце веревки, в середине, одним концом. При загрузке затягивается. На жестких веревках при большой нагрузке медленно ползет. Но в любом случае, нагрузка, при которой дубовый узел начинает ползти, в два раза превышает ту, при которой проскальзывает восьмерка. Сфера использования широка: для крепления петли к чему-либо, для привязывания прусика к страховочной системе, использовать в роли узла «на всякий случай» при подъеме и другие ситуации.

Дополнительные узлы

Несмотря на то, что основные задачи в альпинизме могут выполняться только с применением базового узлового набора, более сложные дополнительные варианты позволяют действовать эффективнее и быстрее. Большинство из них требует вязать обязательный контрольный узел впритык к контролируемому.

Булинь

Надежный, но ограниченный в применении узел. Он не подходит для привязывания к веревке, для блокировки грудной обвязки. Основное применение – привязывание к опоре: к дереву, кольцам, столбу, камню. При переменных нагрузках имеет тенденцию ползти. Плюсы: сильно не затягивается, легко развязывается, в связи с чем широко применяется в скалолазании. В булине нельзя нагружать станционную петлю, но только основную выходящую веревку.

Австрийский проводник (Бабочка)

Легкий и в некоторых ситуациях незаменимый. Используется для формирования тормозящих узлов в связке, для изоляции поврежденного участка веревки, для формирования точки крепления на веревке, для связывания двух веревок одного диаметра. Почти не требует навыков, его легко могут вязать даже новички. После снятия нагрузки легко развязывается.

Австрийский схватывающий

Схема и предназначение – те же, что и у прусика. Может выполнять функции страховочного устройства, зажима, использоваться для фиксации на веревке. Австрийский схватывающий считается лучшим для использования в экстремальных условиях: на обледеневшей, грязной, мокрой веревке. Он жестко фиксируется на веревке, перегибая ее, сводя к минимуму проскальзывания. По этой причине он – не самый лучший выбор для организации подвесной переправы.

Количество оборотов репшнура вокруг основной веревки может быть увеличено на тонкой и скользкой веревке, чем достигается большая надежность. На двойной – наоборот, уменьшено. Среднее количество оборотов — от 6 до 10. Соотношение диаметра репшнура и основы имеет такое же значение, как и в прусике.

Французский схватывающий

Лайт-версия австрийского варианта. Он более мобилен на основной веревке. Подходит для ситуаций, когда систему необходимо ослабить под нагрузкой, например, при проведении спасательных мероприятий и аварийном спуске пострадавшего. По сравнению с прусиком и австрийским схватывающим требует приложения меньших усилий для управления.

Узел Мунтера

Сложная узловая комбинация: полустремени, рифового и контрольного узлов. Используется при организации переправы, для закрепления к станции схватывающего узла, для блокировки страховочно-спусковых устройств.

Петля Гарда

Имеет ограниченную сферу применения. Используется при организации подъема груза в системе полиспаста. Так как петля основательно фиксируется оказываемой нагрузкой, ее не используют в качестве верхней страховки.

Его просто вязать, что позволяет свести к минимуму требования к состоянию веревки. Петля прекрасно справляется с работой на мокрых, грязных и обледеневших веревках. Эффективна только при обвязывании двух немуфтованных карабинов, которые, в свою очередь, должны крепиться к свободной петле. Только в такой системе петля Гарда будет функционировать правильно.

Источники:

https://www.sportflot.ru/content/articles/morskie-uzli/
https://ribxoz.ru/morskie-uzly-naznachenie-shemy-vjazanija/
https://vsegdanarybalke.ru/snasti/ryibolovnyie-uzlyi/
https://zextrem.com/gory/alpinizm/uzly-dlya-alpinizma.html

Крепкие узлы

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru