Виды пожарных узлов

Часто при работе на охваченном огнем объекте пожарным приходится выполнять задачи на высоте. Нередко такие мероприятия связаны с эвакуацией людей, потому необходима страховка. С этой целью используются специальные огнеупорные веревки.

Рассмотрим, как с их помощью обеспечить нужный уровень безопасности, методы крепления, которые используют спасатели.

Предназначение пожарных узлов

В разных ситуациях возникают задачи, которые невозможно решить без дополни-тельных приспособлений, один из которых – пожарная огнеупорная веревка.

Она используется сотрудниками МЧС для:

  • страховки и самоспасения;
  • эвакуации пострадавших;
  • подъемов рукавных линий;
  • организации дополнительных емкостей для переноса оборудования за спиной («рюкзак»).

Для того чтобы правильно воспользоваться огнеупорным шнуром, надо уметь надежно его крепить. Для этого всех спасателей учат вязать пожарный узел.

На самом деле существует огромное количество плетений, предназначенных для применения в различных ситуациях. Но когда вокруг бушует огонь, видимость ограничена, нет времени на раздумья, ведь от быстро и правильно выполненного крепления зависит как чужая, так и своя жизнь.

Поэтому четкому и быстрому вязанию узлов посвящены многочисленные занятия, постоянные тренировки, сдачи временны́х нормативов. Способов крепления существует свыше двух десятков, но есть наиболее часто используемые.

Виды пожарных узлов

Пожарный узел

Основные методики крепления веревки пришли в пожарную охрану из альпинизма.

На вооружение были взяты самые надежные соединения с многократным запасом прочности, при этом требующие минимальных затрат времени в критических условиях.

«Срединный проводник»

Это универсальный пожарный узел, используемый при больших нагрузках на крепежный шнур.

С его помощью можно соединить оборванную или перегоревшую веревку, организовать грузоподъемное устройство.

Большой плюс «Срединного проводника» в том, что он быстро завязывается и развязывается, надежный, не смещается даже на замерзшем шпагате. Но не позволяет менять размер крепежного элемента после затягивания.

Для выполнения этого узла первым шагом надо сделать петлю из фрагмента шнура. Затем на необходимом расстоянии дважды повернуть веревку по кругу.

Получилось 2 петли, сверху и снизу. Кольцом, находящимся сверху, накрыть концы шпагата, поднять с обратной стороны верхнюю петлю через нижнюю. После чего потянуть за концы шнура в разных направлениях, фиксируя конструкцию.

«Грейпвайн»

Один из самых надежных способов создания петли и крепления веревок одного размера. Не требует формирования контрольных конструкций. Высокая безопасность такого узла омрачается относительной сложностью его создания, трудностью развязывания и необходимостью использования длинного куска веревки.

Для получения «Грейпвайна» берется два шпагата, которые складываются вместе, концы направлены в противоположные стороны. Затем свободная часть одной веревки дважды по часовой стрелке оборачивается вокруг свободного конца второй и пропускается в получившуюся обмотку со стороны другой веревки.

Такие же действия проделываются концом второго шпагата. Единственное отличие – обороты производятся в обратном направлении, после затягиваем узел, потянув концы в противоположные стороны так, чтобы переплетения (спирали) сблизились.

Для ликвидации такого узла надо действовать в обратном порядке. Сначала развести намотки, затем развязать одну часть, выдернуть шпагат из второй.

Другое название этой системы – узел пожарного. Используется при спуске людей с высоты, обеспечивает притормаживание движения.

Практически не требует времени на завязывание, легко скользит внутри карабина, для крепления которых чаще всего применяется. Но при этом не обеспечивает жесткой фиксации, возможна прокрутка шнура.

Схема исполнения такая. Сначала надо вставить конец шпагата снизу вверх в открытый карабин. Затем свернуть шнур в виде кольца над карабином, после чего «встегнуть» в карабин петлю.

«Наручники»

Применяются для фиксации рук и ног спасаемого при его эвакуации. Узел легко реализуется, так же быстро снимается. Главный недостаток – может смещаться на скользком шнуре.

Для выполнения «наручников» складываем из веревки две петли, как крылья бабочки, концы располагаются зеркально. Накрываем одно «крыло» вторым и пропускаем друг в друга. Формируем нужный размер и завязываем обыкновенный узел для фиксации величины петель.

«Булинь»

Очень легкий в плетении узел в виде петли используется для доставки необходимого оборудования на нужную высоту, в качестве страховки людей, при креплении троса. «Булинь» опасен тем, что имеет тенденцию к ослабеванию, развязыванию, поэтому необходимы для использования контрольные конструкции.

Виды пожарных узлов

Для создания этого узла отступаем от края веревки на расстояние, достаточное для петли, и формируем ушко, в которое вставляем ходовой конец со стороны коренного.

После этого ходовым концом обводим коренной и просовываем обратно в ушко. Затягиваем узел, разводя концы.

«Простой встречный»

Применяется при необходимости соединения шпагатов разного типа, диаметра, веревки и ленты. Характеризуется высокой надежностью, можно не выполнять контрольный узел. Отличается относительной сложностью исполнения и создает проблемы при его ликвидации.

Для того чтобы его сделать, надо завязать обычный узел на конце шпагата, не затягивая и не перекручивая веревку. Второй конец вставляем в узел в месте выхода ходового конца из него и полностью повторяем завязанный узел. При этом концы смотрят из связки в разные стороны, длина каждого не менее пяти сантиметров, затягиваем конструкцию.

«Глухая петля»

Самый простой вариант для карабинов, соединения натянутой веревки и снаряжения, хранения и переноса предметов, в которых присутствует отверстие. Надежность крепления обеспечивается только при фиксировании обоих концов шпагата.

Для создания узла выполняется петля, вставляется в карабин. Затем в ту часть веревки, которая прошла через карабин, пропускаются оба конца шпагата, потянув за них, фиксируем систему.

«Карабинная удавка»

При необходимости изменения петли после ее закрепления на конструкции, продергивания шпагата используется данное плетение.

Для его выполнения на веревке вяжется «восьмерка», к которой пристегивается карабин. Затем шнур обносится вокруг детали, на которой производится крепление, и фиксируется карабином. При этом рабочий конец без задержек перемещается внутри карабина.

Под нагрузкой узел затягивается. Если же освободить рабочий конец и потянуть за карабин, то он поползет вдоль веревки. Петля вокруг конструкции будет увеличи-ваться или уменьшаться, а шнур продернется.

«Прямой»

Это простой способ соединения двух одинаковых шпагатов. Используется при транспортировке оборудования на большую высоту (15 м и выше). Из-за невысокой надежности требует фиксации контрольными плетениями.

Чтобы соединить два шпагата, складываем их с образованием петель на сгибах. Вставляем одно кольцо в другое, после чего концы шпагата, из которого выполнена обхватывающая петля, продеваем в ушко вставленной. Для фиксации узла тянем в разные стороны за концы.

«Восьмерка»

Как завязать пожарный узел

Другое название этой конструкции – фламандская петля. Применяется для фиксации шпагата на конструкции при обустройстве систем страховки.

Узел прост в исполнении, надежен при натяжении веревки, но требует правильности исполнения и использования большой части шпагата.

Вязка пожарных узлов такой конструкции начинается с создания петли на веревке, которую оборачиваем вокруг концов и пропускаем в получившуюся закрытую петлю.

Четыре способа вязания

При работе на возгорании применяются специальные команды, регламентирующие поведение спасателя и методы его работы.

Как видно из таблицы, среди всех пожарных узлов 4 способа выделяются особенно.

Это основные методы крепления веревки к конструкциям:

В частях МЧС специально отводится время для тренировки с этими видами крепления.

Где обучиться вязанию узлов

Умение правильно и надежно крепить тросы, веревки, шпагаты может пригодиться в жизни. Такой навык получают на курсах по подготовке пожарных. Этому учат и в альпинистских секциях.

Если же времени на посещения дополнительных занятий нет, то освоить виды пожарных узлов можно по многочисленным видео в интернете. Специалисты медленно показывают порядок действий, подробно объясняя суть каждого шага.

Другое дело в том, что можно запомнить схему манипуляций, распечатать ее и иметь при себе, но без тренировок создать надежное крепление быстро в критической ситуации не получится. Для правильной, безопасной вязки пожарных узлов необходимо постоянное поддержание навыка.

Узлы для туризма

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: <прямой>, <ткацкий>, <встречный>, <грейпвайн>.

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: <академический>, <брамшкотовый>.

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): <простой проводник>, <восьмерка>, <серединный австрийский проводник>, <двойной проводник>.

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: <удавка>, <булинь>, <стремя>.

5. Вспомогательные узлы: <схватывающий>, <стремя>. Узел <стремя> может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Прямой узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается <бабий узел> (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто-роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на дру-га, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной сто-роны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правиль-ный рисунок узла показан на рисунке 57, г.

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправля-ется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем пет-лю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляет-ся, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя-зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас-правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Узел срединный австрийский проводник

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как пока-зано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того что-бы получился правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел двойной проводник, или заячьи уши

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется <пустышка> (рис. 63, а), затягивается (рис. 63, в) и завя-зывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда <пустышка> будет завязана наоборот, узел <двой-ной проводник> не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 63, в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. <Двойной проводник> не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления ве-ревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Далее ходовым концом веревки де лается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходово: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел <стремя> используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.


Узел <стремя> может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее <проводника> и <восьмерки>, потому что легче развязывается и его мож-но завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).

Узел булинь

Вяжется одним концом верев-ки вокруг опоры. Отступив от края

веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образо-вавшуюся петлю (рис. 67, а). Следующее действие: ходовым кон-цом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 67, в).


<Булинь> может быть завязан и другим способом, с помощью <пустышки>. Для этого вместо петли завязывается <пустышка> так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 68, а). Затем он проносится в петлю <пустышки>, и при натягивании рабочего конца петля <пустышки> вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 68, б). На получившемся узле <булинь> остается только завя-зать контрольный узел (рис. 68, в).

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди-аметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит-ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон-трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом <встречный> или <грейпвайн>.


Иногда <схватывающий> узел завязывается одним концом реп-шнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягива-ется, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным уз-лом (рис. 70, г).

Дополнительные узлы
Узел пустышка

Этот узел можно использовать при завязывании узлов <булинь> и <двойной проводник>, а также как самостоятельный узел (на-пример, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 71, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 71,6).

Маркировочный узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 72).

Узел является разновидностью <схватывающего> и может при-меняться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в ка-рабин (рис. 73, а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (рис. 73, б), затем муфта караби-на закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (рис. 73, в).

Карабинная удавка

Узел применяется для привя-зывания веревки к опоре. При-меняется, когда веревку необхо-димо сдернуть после спуска, на-пример.

На конце веревки завязывает-ся <восьмерка>, в нее вщелкива-ется карабин (рис. 74, а), затем

веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабо-чий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивает-ся, и узел затягивается (рис. 74, б).

Источник: Туризм и спортивное ориентирование Л.А.Вяткин г.Москва 2001

Туристические узлы: виды, применение и схемы вязания

Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.

Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.

Что это такое?

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Палаточный (простой штык)

Здесь также необходима опора:

  • перекидываем ходовой конец через опору;
  • обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
  • повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.

Готовый узел должен быть незатягивающийся.

Грейпвайн

Схема вязания следующая.

  • Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
  • Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
  • После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
  • Аналогичная процедура происходит с другого конца.
  • Контроли не нужны.

Простой проводник

Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.

Срединный австрийский проводник

Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.

Двойной проводник, или «заячьи уши»

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.

Карабинная удавка

Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.

Маркировочный

Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.

На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.

Схватывающий

Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.

  • Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
  • Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.

О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.

Встречный узел — как его вязать

Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего.
Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:

  1. На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
  2. Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
  3. Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.

Как вязать встречный узел

Пошаговая схема вязкиИз этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.

Двойной

Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».

Двойной встречный узел

Схема двойного встречного узлаНа практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.

Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.

Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.

В результате у вас получится очень прочное соединение, которое можно использовать не только в качестве страховки, но и как сидение.

Классический

Детальную пошаговую схему завязывания классического встречного узла мы приводили в предыдущих разделах. Однако хотелось бы напомнить об описании этого типа соединения.

Встречный узел получил свое название абсолютно заслуженно, ведь конец одной веревки как бы идет навстречу другом, и одновременно подводится вниз под уже сформированной петлей.

Классический встречный узел

Так выглядит классическое веревочное соединениеВ классическом исполнении такой тип соединения использовался для связывания двух отдельных веревок. Его основное преимущество в том, что даже после намокания троса узел не распустится, а для того, чтобы развязать его, следует сильно потянуть за один из концов. В комплексе с простотой вязки это делает встречный узел одним из самых надежных соединений.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел

Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.

Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».

рыбацкий-2

Первый простой узел

рыбацкий-4

Второй простой узел

рыбацкий-5

Затягиваем

рыбацкий-6

Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

рыбацкий-7

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

встречный_узел

Белая веревка протягивается по траектории зеленой

Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

встречная_восьмерка

Белая веревка — по траектории зеленой

Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках. Затягиваем

шкотовый-4

Можно сделать контрольные узлы

шкотовый-5

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок. Первый узел готовВторой узел готов

узел_грейпвайн-8

Два узла стягиваются вместе

узел_грейпвайн-10

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.

Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.

змеиный_узел-2

Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки

змеиный_узел-3

Протягиваем концы веревки в «окошко»

змеиный_узел-4

Затягиваем

змеиный_узел-5

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.

Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.

Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит. Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).

Вяжем фламандский встречный узел

1. Итак, нам потребуется две веревки. Сперва, проводим манипуляции с первой. Необходимо образовать петлю, пустив ходовой конец поверх основной веревки.

2. Заведите конец вниз и проденьте сквозь образовавшуюся петлю.

3. Ходовой частью второй лески проходим через петлю.

4. Обогнув ходовой конец лески вокруг первой веревки заводим его внутрь первой образованной петли.

Источники:

https://opozhare.ru/faq/vidy-pozharnyh-uzlov
https://zatumanom.ru/site/articles/uzly-dlja-turizma/
https://wlooks.ru/turisticheskoe-snaryazhenie/uzly/
https://veles-fish.ru/snasti-i-uzly/kak-soedinit-dva-konca.html

Узел грейпвайн

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru