Cхватывающие узлы: как завязать, простые и понятные схемы

Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов.

В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения. Во время подъема или спуска альпиниста, схватывающие узлы (узел прусика или прусик) передвигается по веревке механическим путем.

При возникновении форс – мажора (падения), узел автоматически затягивается на страховочной веревке, тем самым предотвращает срыв человека. Кроме этого, узел Прусика затягивается при малейших нагрузках в любом направлении своей работы.

Также схватывающие узлы используются для жумара (альпинистского карабина) для подъема вверх по веревке или канату.

Однако данный вид узла практически не функционирует на мокром, обледенелом канате или веревке вследствие низкой силы трения. Также при различных факторах внешней среды может снижать прочность веревки

Шаг 1. Узел Прусика схема вязания Шаг 2. Узел Прусика схема вязания Шаг 3. Узел Прусика схема вязания Шаг 4. Узел Прусика схема вязания Шаг 5. Узел Прусика схема вязания Шаг 6. Узел Прусика схема вязания Шаг 7. Узел Прусика схема вязания Шаг 8. Узел Прусика схема вязания Узел Прусика

На заметку

При вязании подобных узлов, важно их тщательно расправлять и подтягивать, иначе возможно проскальзывание, за счет чего тепло, появляющееся при трении, может повредить – расплавить репшнур. А при сильном рывке подобный узел может и вовсе сильно повредить основную веревку.

Важно уметь верно соотнести диаметры основной веревки и репшнура. Также на проскальзывание может повлиять материал, из которого изготовлена веревка. И возьмите на заметку, что схватывающие узлы не рассчитаны на динамический рывок.

Если веревка будет скользкой или обледеневшей данный узел не будет функционировать как следует.

Вязать узел следует из веревки диаметром не более 5-8 мм.

Ткацкий

Ткацкий узел

Ткацкий
Этот узел является достаточно простым способом связать верёвки одного диаметра. Кроме того, после его затяжки сам узел становится достаточно компактным. По сути, ткацкий узел, это просто две «контрольки». Кстати, после его завязывания необходимы контрольные узлы на обоих верёвках.

Плюсы ткацкого узла: компактность, быстрота связывания и относительная надежность соединения. Минусы: очень сильное затягивание (вплоть до невозможности развязать), ослабление верёвки и необходимость вязать контрольные узлы.

Этим узлом хорошо соединять две нитки для шитья (компактность узла), но плохо использовать для альпинизма и туризма.

Узел Прусика

Преимущества

  • Узел свободен в перемещении
  • Легко приводится в первоначальное стояние после снятия груза
  • Недостатки
  • Для быстрого вязания потребуется практика
  • Теряет эффективность с жесткой веревкой, не терпит обледенения и рывки
  • Узел вяжется репшнуром диаметром до 7 мм. вокруг основной веревки диаметром до 14 мм. Узел призван обеспечить страховку альпинистам. Узел легко передвигается рукой. В случае срыва узел быстро затянется и спасет от падения. Работает при разных нагрузках в любом направлении. Но с мокрой или обледеневшей веревкой узел ведет себя не эффективно.

Варианты[править | править код]

Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышемправить | править код

Карабин-вкладыш, который защёлкивается между витками узла, значительно повышает сцепление узла на верёвке. Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

Узел Бахмана неполныйправить | править код

Первые 2 — 3 оборота петли охватывают только перильную верёвку, а последующие 2 оборота охватывают и верёвку, и карабин.

Узел «псевдобахман»править | править код

Репшнур, после пристёгивания в карабин петлями, охватывает только перильную верёвку. Затем петля снова проводится через карабин. Узел можно завязывать не отстёгивая его от участника. Псевдобахман хорошо держит только на натянутой верёвке, или на верёвке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит также и на металлическом тросе сечением более 6 мм. На свободно висящей верёвке узел не держит и срывается.

Узел «УПИ»править | править код

Предложен туристами Уральского Политехнического Института (автор А. Ю. Яговкин). Узел вяжется как псевдобахман, затем проводник петли встёгивается в карабин Бахмана. К образовавшейся петле прилагается усилие.

Вяжем узел

1. Вокруг основной веревки оберните репшнур

2. Сделайте еще один моток

3. Конец репшнура проведите влево от мотка и также оберните вокруг основной веревки пару раз

4. Затяните, аккуратно расправив петли и узел готов

Литература

  • Мартынов А. И.
    Промальп (промышленный альпинизм). — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — С. 96. — 328 с. — (Школа альпинизма). — 5000 экз. — ISBN 5-98724-008-5.
  • Альпинизм
  • Скалолазание трудность
  • скорость
  • боулдеринг
  • Спелеотуризм
  • Горный туризм
  • Ледолазание
  • Верёвка
  • Страховочная система
  • Каска
  • Спусковые устройства
  • Обувь Альпинистские кошки
  • Скальные туфли
  • Ледоруб
  • Ледобур
  • Страховка (альпинизм)
  • Страховка (скалолазание)

Узел Блейка

Узел Блейка относится к фрикционным, скользяще-схватывающим узлам. Соединение нашло широкое применение среди альпинистов и гербаристов во время восхождения и спуска. Нагрузку на узел давать нельзя, так как под давлением петля ослабевает.

Первый раз о данном узле мы узнаем из журнала «Австралиан Гайдс» в 1981 году. Говорят, что узел придумали в 80-е годы 20 века в Северной Америке.

Узел довольно надежен при правильном использовании, не сползает и не проскальзывает.

Преимущества

  • Главный плюс в том, что узел не теряет эффективности при одинаковом диаметре между основной веревкой и репшнуром.
  • При помощи узла Блейка можно легко создавать быстро регулируемые петли.

Срединный проводник

Узлы. Срединный проводник

Срединный проводник
В морской терминологии данный узел называется «ездовая петля». Внешне он напоминает бурлацкую петлю, но является более надежным и практичным. Применяют срединный проводник везде, где необходима прочная и надежная петля в середине верёвки, например, в альпинизме для организации связок. Также его можно использовать для пропускания проводки по натянутой верёвке.

Плюсы: надежный и удобный, завязывается в середине верёвки, не «ползёт». Минусы: относительная сложность завязывания, может сильно, хоть и не намертво затянуться.

Настоятельно рекомендую выучить срединный проводник так, как это относительно уникальный по своим характеристикам узел и имеет очень много возможностей применения.

Есть третья часть статей про узлы!

Вяжем узел

1. Ходовым концом репшнура обойдите вокруг основной веревки 4 раза.

2. Ходовой конец веревки протяните вдоль основной веревки, вдоль витков по направлению вниз.

3. Проведите репшнуром под основной веревкой и проденьте через первые два витка.

4. Узел готов. На конце свободной веревки рекомендуется завязать стопорный узел, например, восьмерку.

Вяжем узел

1. На концах репшнура вяжем затягивающийся узел (браконьерская петля).

2. Наложите репшнур поверх основной веревки. Одним концом проведите под веревкой и заведите репшнур наверх.

3. Ходовым концом обведите вокруг основной веревки в направлении себя несколько раз и потяните.

Специальные:

Заячьи уши

Начинают вязать так же, как и проводник (восьмёрка-проводник).

Второй вариант предпочтительнее, так как в данном случае верёвка не так сильно затягивается.

Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв.

«Не ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.

Используется везде, где нужна прочная петля.

Петля Гарда

Используется для страховки, торможения и натягивания веревки.

Применяется при любом состоянии веревки.

Хорошо фиксирует нагруженную веревку.

Плохо держит динамическую верёвку при натяжении переправы.

Силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.

Выбленочный узел («Стремя»)

Под нагрузкой не затягивается.

При переменных нагрузках «ползёт», при постоянной нагрузке работает надёжно.

Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор (столбов, деревьев и так далее).

Для повышения надёжности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г).

Легко вяжется и развязывается.

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подьёме по закреплённой веревке – 1.

Удобен при спасательных работах для обеспечения торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для предотвращения скольжения (перетирания) верёвки – 2.

Саморазвязывающийся узел

Используется при наведении переправы.

Вяжется из отрезка основной верёвки.

Надёжен, хорошо развязывается даже под большой нагрузкой (1 – направление затягивания, 2 – направление развязывания).

Чтобы избежать случайного развязывания петлю контруют через карабин или рифовым узлом.

Контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный)

Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов.

Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках).

Для предотвращения сползания контрольного узла к основ­ному используется глухой (в, г, д) контрольный узел.

Карабинные контрольные узлы (слева направо):

одинарный (1 – карабин, 2 – конец основной верёвки под нагрузкой, 3 – конец верёвки для развязывания узла),

с контрольным узлом (второй узел из петли первого узла),

использование карабина в качестве контрольного узла

Статьи

Шнур, репшнур, паракорд — разбираемся в чем разница.

Шнур, репшнур, паракорд - разбираемся в чем разница.

Условно шнур, репшнур и паракорд — это веревка диаметром 3-8мм из синтетических материалов, которая имеет сердечник и внешнюю оплётку. Но в зависимости от используемых материалов, которые влияют на разрывные нагрузки, мягкость и другие свойства называются по разному.

yCaInd1v8O8

Шнур

Шнур имеет повседневное бытовое применение. Изготавливается из недорогих материалов. Например, "Хозтекс 4мм" изготавливается из полиэфира (сердечник) и полипропилена (оплетка). Стоит недорого (до 10руб. за метр), но при этом имеет хорошие показатели на разрыв — 300кгс. Одно из самых популярных применений шнура хозтекс 4мм — растяжки для баннеров.

Репшнур

Понятие "репшнур" чаще всего используется в альпинистских кругах.

Репшнур — статическая верёвка диаметром 4—8 мм круглого сечения с защитной оплёткой. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций — для схватывающих узлов (напр. прусик, узел Бахмана, Австрийский схватывающий узел) и для вспомогательных целей.

Обычно используется капроновая верёвка диаметром 3—8 мм, которая в зависимости от марки и года производства имеют различную прочность, от 250 кгс для 4 мм верёвки до 1200 кгс для 7 мм и 1550 кгс для 8 мм верёвки . Например репшур Tendon имеет разрывную нагрузку 340кгс.

Шнуры толщиной 7- 8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и других вспомогательных целей.

JwPZqvZwSKw

Шнуры толщиной 5—7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов.

0tEEc7NIF6c

Шнуры толщиной 3—6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.
Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.

Паракорд

Добрались до самого интересного. Если про шнур/репшнур и так все понятно, то «паракорд» в России используется в речи просто как модное слово, которое все чаще на слуху. Как показала практика, 90% клиентов спрашивающих у нас «Есть ли у Вас паракорд?» имеют ввиду обычный шнур отечественного производства.

Название Paracord это сокращение от Parachute Cord — парашютный шнур. Название впервые появилось еще во времена II мировой войны, когда у десантников армии США возникла необходимость в легком и прочном шнуре для парашютных тросов.

Высаживаясь на полях сражений, солдаты срезали стопы своих парашютов и использовали их в дальнейшем. Так, постепенно, паракорд оброс великим множеством способов применения: помогал в постройке убежища, ремонте и многом другом.

Со временем, за неимением аналогов, паракорд стал популярным по всему миру и сегодня применяется в качестве обычной многофункциональной веревки как военными, так и граждаскими лицами.

Его использовали даже астронавты (в качестве многоцелевого троса во время миссии STS-82 второго полёта Шаттла для ремонта телескопа Хаббл)

Паракорд представляет собой легкий нейлоновый шнур с сердечником, сплетенный из многочисленных нейлоновых нитей. Его можно разделить на две части: «оболочку» — наружное покрытие, состоящее из большого количества переплетённых волокон и так называемые «потроха» — внутренний трос, сплетенный из нескольких одиночных канатиков, каждый из которых в свою очередь состоит из множества переплетенных нитей.

Паракорд делится на 2 типа: ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ.

ВОЕННЫЙ паракорд называется Mil-Spec Paracord, или же MIL-C-5040 Type III (Military Specification) — мил-спек, отвечающий военной спецификации.

Он изготавливается всего несколькими компаниями в США и по большей части идет на государственные нужды — например, на экипировку армейских подразделений, правоохранительных органов и т.д.

Производство военного паракорда находится под контролем Министерства Обороны США и сертифицировано Центром промышленного снабжения Министерства Обороны США. Весь военный паракорд отвечает стандартам качества и регулярно проходит лабораторные исследования и серию полевых испытаний.

С возрастанием популярности паракорда возрос и спрос — многие люди хотели иметь подобную «неубиваемую веревку».

Правительство США, реагируя на востребованность паракорда, разрешило выпускать его для граждансих лиц, создав так называемую «коммерческую» версию .

Он выпускается многими компаниями повсеместно. Коммерческий паракорд, как и военный, имеет прочность в 550 фунтов (249+ кг) на разрыв и почти идентичные характеристики, однако, отличается более грубой текстурой и слега большим диаметром.

Он слегка толще из-за того, что при его производстве не всегда действуют стандарты качества армейского образца. Во всем остальном — разница практически минимальна.

Спектр применения паракорда в повседневной жизни крайне широк — его можно использовать для изготовления темляков на ножи, браслетов, как декоративных, так и предназначенных для использования в качестве НАЗ (носимый аварийный запас), часовых ремешков, брелоков на ключи, застежек на молнии, пуговиц, для оплетки различных предметов (зажигалки, фонари, рукоятки ножей, инструменты)

Компания Nike использовала паракорд в своей модели Special Field Air Force

ji3axyFPvf0

Изделия из паракорда даже могут служить оружием самообороны(к примеру — кулак обезьяны).

xrtNbSYKY9c

Нейлоновая оболочка часто используется отдельно без сердечника, когда есть потребность в более тонком или менее эластичном тросе. Концы троса практически всегда оплавляют и обжимают, чтобы он не расплетался. Так же применение найдется и сердечнику.
Сердечник (в американской армии его называют "потрохами" может извлекаться, когда нужна более тонкая нить, например, для ремонта одежды или в качестве лески для ловли рыбы в случае отсутствия таковой в экстремальной ситуации.

В отличии от репшнура, паракорд более мягки, эластичный и приятный на ощупь. Из него очень легко плести.

Подводя итог, можно сказать, что паракорд не совсем подходит для альпинизма и дороговат для шнура под хозяйственные нужды. Но очень актуален для «выживальщиков» и как материал для функциональных аксессуаров. Оказавшись на природе, даче, охоте, рыбалке и т.д. приятно осознавать, что на крайний случай у вас найдется 5-10 метров веревки.

Блоки и ролики: чем отличаются и какие бывают виды

Блок-ролик с карабином Petzl ROLLCLIP

Универсальные одинарные блоки. В зависимости от целей использования нужно выбирать изделие, ориентируясь на показатели:

— максимально допустимой нагрузки
— эффективности (КПД)
— веса изделия

В первую очередь эти блоки отличаются наличием или отсутствием подшипника. Одно изделие, которое принципиально выделяется из списка, это ролик PRO. Благодаря специальной конструкции, его можно снимать с веревки, не выщелкивая карабина.

Прусик-блоки

Прусик-блоки Petzl

Блоки с высоким КПД для использования с узлом «прусик». Форма боковых пластин позволяет легко ослабить узел, когда он доходит до устройства. Пример использования на схеме:

Пример использования брусик-блока Petzl Minder

Блоки с зажимами

Блоки с зажимами Petzl

Блоки со встроенными зажимами могут заменить обычные блоки и зажимы в подъемных и полиспастных системах. Такое сочетание снижает общий вес требуемого снаряжения и увеличивает эргономичность.

Блоки с карабинами

Блоки с карабинами Petzl

Изделия ROLLCLIP A и ROLLCLIP Z представляют собой ролик, совмещенный с карабином. Их можно использовать для самых разных целей:

— для упрощения подъема по веревке с использованием устройств RIG + ASCENSION
— в арбористике для присоединения спускового устройства ZIGZAG
— для организации оттяжек и снижения трения в точках перегиба
— для полиспастных систем

Отличие Rollclip A от ROLLCLIP Z заключается в том, в какую сторону открывается защелка карабина:

Отличие Rollclip A от ROLLCLIP Z

Транспортные блоки

Транспортные блоки Petzl

Блоки для перемещения по веревке или тросу. Блоки легко и быстро устанавливаются и имеют неподвижные боковые пластины. Транспортные блоки очень устойчивы благодаря двум роликам, расположенным на одной линии.

Блоки можно использовать как для организации станции для рабочей и страховочной веревки при работах на высоте, так и для зиплайнов в веревочных парках. Модели TRAС и TRAС PLUS со встроенным карабином созданы специально для веревочных парков, в TRAС PLUS даже установлены двойные шарикоподшипники для большей скорости спуска по троллею.

Узкоспециализированные блоки

Узкоспециализированные блоки Petzl

ROLLCAB и KOOTENAY редко когда пригодятся рядовому пользователю. ROLLCAB создан специально для передвижения по тросам при эвакуации пострадавших с канатных дорог. А KOOTENAY пригодится, если вам необходимо пропустить через ролик веревку с узлами.

Дюльфер

Дюльфер — скоростной спуск по верёвке на крутых и отвесных стенах. Дюльфером называется один из первых относительно безопасных способ спуска, предложенный и введенный в практику в начале 20 века немецким альпинистом Гансом Дюльфером.

Сам спуск по верёвке не представляет собой особых трудностей для спортсмена и проводится очень быстро. Гораздо сложней и проблематичней представляется процесс спуска если рассматривать его как полный цикл, начиная от организации станции заканчивая методами страховки. К сожалению именно во время спуска происходит большинство ошибок обусловленных усталостью, потерей концентрации, невнимательностью. Поэтому процесс дюльфера необходимо максимально отточить, доведя его до автоматизма!

Пункт страховки:

• Основное внимание должно уделяться пункту страховки! Спуск на одной единственной точке должен быть хорошо обоснован. НИКОГДА не спускайтесь дюльфером на единственном нормальном крюке! Нормальные крючья необходимо в любом случае подстраховывать дополнительными точками.
• Петли на уже организованных пунктах спуска всегда очень придирчиво контролируйте. В случае сомнений лучше поменять её на свой свежий материал (репшнур или лучше стропа).
• Обязательно проверьте спусковой пункт на предмет выдёргивания верёвки. Если он не удобен и верёвка грозит заклиниться узлом то удлините петлю в которую будете продёргивать верёвку. Если удлинение петли не решает проблемы, то подумайте о переносе спусковой станции в сторону.
Спусковая станция на двух нормальных крючьях
Спусковая станция на двух нормальных крючьях: в этом случае в крючья ввязывается репшнур, который образовывает своеобразный компенсационный треугольник с проушиной для продёргивания верёвки. Верёвку можно продёргивать напрямую в петлю или пропускать через карабин (в этом случае ни в коем случае нельзя спускать напарника протравливая верёвку – петля прожигается за четверть минуты). Оставлять карабин на спуске конечно удобней, он уменьшает риск заклинивания верёвки при продёргивании.

Самостраховка на спуске дюльфером: для этого идеально подходит обычная 120-сантиметровая петля. Продёрните её через петлю беседки полусхватывающим, и с помощью муфтованного HMS-треугольника вщёлкнитесь в центральный пункт станции. В середине петли имеет смысл завязать проводник – для того, что бы петля не мешалась продёргиваясь сквозь карабин.
Важно: после продёргивания свяжите концы верёвки вместе – это застрахует вас от проскакивания свободного конца.

Самостраховка на дюльфере, организация процесса

• Поскольку мы вывязываемся из верёвки, нам пригодится самостраховка, организованная из 120-сантиметровой петли, как это уже было описано раньше. Мы вщёлкиваемся в центральный пункт спусковой станции и вывязываемся из верёвки.
• Лазанье на двойной верёвке предоставляет вам огромное преимущество, за счёт удвоения длины спуска в сравнении с одной верёвкой, которая при дюльфере складывается вдвое. Верёвки связываются посредством обыкновенного проводника (см. примечание 13). Узел должен оставаться со свободными концами длиной минимум 15 сантиметров и затягивается за каждую отдельную верёвку до полного затвердения. После продёргивания запомнить верёвку, которую впоследствии следует вытягивать.
• Связывание концов сбрасываемой верёвки – стандартный способ исключить аварийную ситуацию с проскальзыванием концов сквозь спусковое устройство с последующим срывом.
• Верёвка собирается петлями на руку (начинать со сбрасываемого вниз конца) и с криком «верёвка. » хорошо выбрасывается в направлении спуска.

Правильное продёргивание верёвки:
(при использовании двойной верёвки) та верёвка которая НЕ продёргивается пропускается сверху через кольцо (петлю репшнура) вниз и ниже кольца связывается с той верёвкой, за которую впоследствии будут тянуть – это исключает заклинивание верёвки во время процесса продёргивания.
Имеет смысл ещё на станции обе спусковухи прощелкнуть в спусковую верёвку.

Спусковое устройство & прусик

• Самыми популярными устройствами на сегодняшний день считаются „Reverso“, „ATS“ и другие подобные устройства. Они обеспечивают достаточно трения для торможения напарника и благодаря параллельному прохождению верёвок не прокручивают оплётку, что в свою очередь не ведёт за собой образование барашков. Совет: в случае недостаточного трения в устройство просто вщёлкивается ещё один дополнительный карабин.
• Короткий прусик – идеальный и простейший вариант для спуска дюльфером.
• Если вам предстоит спуск по косой линии или даже через большое нависание, то вы будете очень рады возможности отпустить обе руки для прощёлкивания в промежуточные точки страховки или даже организации оных. Гри-гри предоставляет самую оптимальную возможность для подобных спусков. В случае его использования можно пренебречь прусиком. Единственный недостаток – на Гри-гри можно спускаться только на одном конце верёвки. Для спуска по одинарной верёвке его надо просто посредством проводника и карабина вщёлкнуть в спусковую станцию. Спуск с помощью Гри-гри проходит по аналогии со страховкой. Просто в этом случае вы выдаёте верёвку не спускаемому напарнику, а собственно себе.

Короткий прусик
Короткий прусик это элементарное средство страховки при спуске по верёвке дюльфером. Узел прусик в натянутом состоянии не должен приближаться к спусковому устройству, поскольку может заклиниться в нём или просто быть протащенным по верёвке вниз, что делает его функцию не рабочей.
Спусковое устройство можно расположить выше. Для этого оно вщёлкивается не в беседку, а в петлю, которая в свою очередь закрепленна на беседке. ОСТОРОЖНО длинные волосы могут быть затянутыми внутрь.
Если ваше спусковое устройство вщёлкнуто в беседку, то воизбежание вышеописанного эффекта прусик придётся крепить в ножную петлю беседки. Во всех случаях руки должны расслабленно лежать на верёвке. Прусик в полураспущенном состоянии протягивается ниже.

Дюльфер

• Спустившись на очередную станцию, альпинист вщёлкивается оттяжкой-самостраховкой в центральный пункт и снимает со спусковой верёвки прусик. Спусковуху можно оставить на верёвке, это позволяет не давать верёвке улететь в сторону в случае косых дюльферов и притянуть напарника, когда он будет болтаться в стороне от станции.

Замечание: страховку для спуска второго напарника может обеспечить нижний спортсмен. Для этого ему достаточно держать концы верёвки, слегка их натягивая, а в случае срыва или потери контроля над спуском, нижний спортсмен должен верёвку натянуть, это сразу тормозит спускающегося на месте.

• Второй спустившись на станцию встаёт на самостраховку. После этого развязывается страховочный узел на конце спусковой верёвки. Тот конец, который будет протягиваться – продёргивается сквозь следующую спусковую петлю, конец этой верёвки фиксируется посредством проводника и карабина на полочке беседки.
• Только после этого спусковухи выщёлкиваются из верёвки и верёвку начинаем плавно тянуть вниз. Внимание, выдёргивание верёвки не редко провоцирует камнепад! Узел, связывающий обе верёвки, продёргивается сквозь петлю/карабин и оставляется в десяти сантиметрах ниже её.
• После падения второй верёвки к вашим ногам или ниже вы просто выбираете её и, связав страховочным узлом с первой, выщёлкиваете с полочки беседки и скидываете вместе вниз. Если остаток длинный имеет смысл перед сбросом набрать их вдвойне в кольца. Спусковая станция поправляется и она готова к спуску.

Нижний напарник, контролируя двойную верёвку, может обеспечить верхнему спортсмену надёжную страховку. Для полной остановки спускающегося нижнему достаточно натянуть спусковую верёвку.

«Грейпвайн» (узел): схема. Как вязать узел «грейпвайн»?

Место соединения концов лески, веревок или другого материала по особой схеме зовется узлом. Большая часть известных человеку петель была придумана моряками, остальные – их вариации, возникшие в процессе использования. Всего насчитывают около 5 тысяч соединений, использующихся в разных отраслях человеческой деятельности ежедневно.

Грейпвайн узел схема

В зависимости от назначения практические узлы различают по нескольким типам:

Коротко о главном

«Грейпвайн» – узел непростой. Завязывая его, у человека нет права на малейшую ошибку. Ведь это может нарушить прочность, которой обладает «грейпвайн» (узел), схему и последовательность выполняемых шагов во время соединения двух веревок, что может привести к травматизму в случае применения некорректно закрепленной петли.

Узлы туристические с названиями

Что вам необходимо знать об узле «грейпвайн»?

Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования «грейпвайна» подробнее.

Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, «грейпвайн» – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.

Узлы для поводков

Особенности соединительных конструкций

Сам узел состоит из полуузлов – двух или трех, главное отличие между которыми – количество витков нити/веревки вокруг одного из концов троса. Они завязываются в последовательном порядке при помощи свободных концов веревок. Рабочие концы должны быть не короче 12-20 см. Завязывая полуузел, вы работаете только с концом одной веревки.

Узлы туристические с названиями «рыбацкий узел», «прусик», «двойной простой» туго связанны типом петель с рассматриваемым нами видом. Имея понятие о том, как сделать упомянутые выше узлы, вы точно сможете справиться с петлями более сложного уровня вязки. В процессе изучения схем узлов приходит понимание конструирования отдельных видов соединительных петель. Потому обращайте внимание на чертежи и рисунки, где показано пошагово, как сделать узел.

Как вязать узел грейпвайн

Запомните! Перед тем, как приступать к связыванию, потренируйтесь делать более простые петли, изучите элементарные туристические узлы с названиями и схемами, постепенно переходя к более сложным. Содействуя с опытным инструктором, попробуйте связать желаемую петлю. При соединении «грейпвайна» необходимо быть предельно внимательным, ведь даже малейшая неудача может повлечь за собой повреждение имущества, травматизм или летальный исход.

Область применения

«Грейпвайн» – узел, применяющийся везде, где это только возможно:

  • для связывания концов репшнура (кордалеты) для получения петли;
  • для конструирования станции, по которой человек, выполняющий спасательную операцию, может спуститься;
  • для самостраховок;
  • для объединения нескольких отрезков веревок воедино, для получения длинного и крепкого каната, который может понадобиться при скалолазанье (верхняя страховка с горы).

Узел отличается областью применения, так как используется везде, где человек имеет возможность работать с веревками, канатами, тросами или другими материалами, поддающимися вязанию.

С помощью «грейпвайна» можно связать две нити в одно целое. Встречаются такие конструкции и в судоходстве, и в рыбацком промысле – узлы для поводков, и в текстильном производстве; в туризме, альпинизме – упомянутых ранее, сельском и животном хозяйстве, иногда даже в повседневной жизни человека.

Преимущества и недостатки

Из положительных качеств выделяют:

  1. Высокий уровень прочности. Среди всех типов связывающих узлов до 58%.
  2. Надежность.
  3. Отсутствие необходимости закрепления конструкции контрольной петлей.

Кроме выше перечисленных достоинств, присущи и некоторые недостатки:

  1. Даже сняв с узла нагрузку, его все равно трудно распутать.
  2. Отдельные люди, использующие узел, отмечают относительный уровень сложности завязывания петли.
  3. В случае превышения допустимой нагрузки, узел начинает ползти, но это не проблема определенного типа узла, а общее свойство петель. Потому завязывая их, оставляйте концы свободной нити длиною до 10 диаметров веревки. К примеру, связывая канат диаметром в 6 мм, оставляют свободными до 10 см нитей.

Как связать узел

Изучите инструкцию, как вязать узел «грейпвайн». Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:

  1. Подготовьте две веревки с равными диаметрами.
  2. Возьмите свободный конец одной из них, и при его использовании сделайте петлю вокруг другого конца нити.
  3. Направляясь от конца веревки к основанию, обмотайте ее еще раз.
  4. Этот конец нити пропустите в положении параллельном веревке сквозь образованные отверстия, начиная от основания и, вытянув конец нити у окончания.
  5. Затяните крепко «грейпвайн» (узел) и повторите описанные выше этапы, задействовав второй ходовой конец в том же порядке.
  6. Стяните нити между собой и получите полноценную петлю.

Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий «грейпвайн» узел. Схема вязки изображена в статье.

Грейпвайн узел

Обратите внимание! Затягивая веревки разных диаметров, продевайте каждый из узлов, прилагая к этому максимальное усилие. При этом используйте материалы с разницей в диаметре не превышающей 40% и с максимально схожим типом волокна веревок.

Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.

Как сделать узел как с картинки?

Чтобы получить аккуратно оформленную петлю, старайтесь наматывать концы веревок в противоположные стороны: первый к себе, второй – наоборот. Сделав так, получите асимметричные половинки узла, образовавшие правильный эстетично привлекательный рисунок.

Схемы узлов

Как научиться быстро завязывать «грейпвайн»

Будучи в экстремальных условиях, туристам приходится крепить веревки. И здесь скорость выполнения и практические навыки в области соединения узлов имеют не последнее значение. Выручить может моторная память, когда альпинист без труда создает крепление, даже не вспоминая схему вязки узла: пальцы сами знают, что делать.

Чтобы овладеть динамическими навыками, применяйте для создания узла «грейпвайн» такие нехитрые способы:

  1. Используйте зрительную память. Выучите последовательно рисунки и инструкции. Многократно тренируйтесь, завязывая без подсказок. Это поможет в любой ситуации быстро вспомнить процесс и дать ответ на вопрос о том, как сделать узел «грейпвайн» без особых трудностей.
  2. Запомните точную последовательность движения рабочих концов нити во время проведения действий. Практическая работа над соединением веревок создает в голове специальный алгоритм поочередности действий, а качество и скорость выполнения узла зависят от количества повторений.

Используя эти два метода чередуя их или объединяя в комплекс, и руки, и мозг начинают запоминать движения, не только при вязке узла «грейпвайн», но и других не менее необходимых петель.

Нужно получить надежное соединение? Используйте узел с наименьшим уровнем напряжения – «грейпвайн».

«Грейпвайн» – узел, использующийся в туризме и альпинизме для связывания веревок или тросов с одинаковыми или разными диаметрами. Главное преимущество петли – надежность, благодаря чему он и заслужил популярность у любителей экстрима и бывалых рыболовов как узел для поводков.

Источники:

https://yar-tour.ru/oruzhie-i-ekipirovka/uzel-prusika.html
https://rodonit74.ru/statii/article_post/shnur-repshnur-parakord-razbirayemsya-v-chem-raznitsa
https://petzl.ru/article/Petzl-pulleys
http://www.bashturist.ru/technic/rope/226-dyulfer
https://fb.ru/article/319967/greypvayn-uzel-shema-kak-vyazat-uzel-greypvayn

Узел прусика

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru