• отсутствие перехлестов;
• правильный «рисунок» узла;
• размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
• узел должен быть затянут и расправлен.

Узел «восьмерка»

узел восьмерка

Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксации веревки на станции,
организации перильной страховки и т.д.

Основной его «-»
• Затягивается под нагрузкой.

Узел «восьмерка» одним концом

восьмерка одним концом

восьмерка одним концом_2

Используется для привязывания к веревке без использования карабина.

Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».

Узел «проводник»

узел проводник

Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.

Узел «австрийский проводник» / узел «среднего»

узел австрийский

Служит для прищелкивания среднего в связке участника к веревке.
Главный «+»
• Легко развязывается

Узел «стремя»

стремя

стремя_2

«+»
• Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего. Легко освобождается после нагрузки (не затягивается).
«-»
• При нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.

Узел «булинь»

булинь

Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю (дереву и под.), требуется контрольный узел (!).

«-»
• Под нагрузкой затягивается.
• При переменной нагрузке «ползет», поэтому требуется контрольный узел.

Узел «UIAA»

UIAA

Другие названия узла — «Мунтер» и «Итальянский» узел.
Используется для организации торможения веревки и организации страховки как на спуске, так и при подъеме.

Узел «грейпвайн»

грепвайн

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм).

«+»
• Благодаря цилиндрической форме и вращению узла снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.

Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении.

«Простой» / «плоский» узел

плоский узел

Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длинны концов не менее 30 см). Также для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.

Узел «прусик»

схват

Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в 3 оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.

Французский схватывающий узел

французский схват

Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов.
«+»
• Легко и быстро завязывается и развязывается (в отличие от узла «прусик»).

«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»

плоский

При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.

При завязывании любого контрольного узла узел завязывается вплотную к
основному узлу.

Туристические узлы: виды, применение и схемы вязания

Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.

Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.

Что это такое?

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Палаточный (простой штык)

Здесь также необходима опора:

  • перекидываем ходовой конец через опору;
  • обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
  • повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.

Готовый узел должен быть незатягивающийся.

Грейпвайн

Схема вязания следующая.

  • Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
  • Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
  • После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
  • Аналогичная процедура происходит с другого конца.
  • Контроли не нужны.

Простой проводник

Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.

Срединный австрийский проводник

Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.

Двойной проводник, или «заячьи уши»

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.

Карабинная удавка

Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.

Маркировочный

Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.

На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.

Схватывающий

Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.

  • Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
  • Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.

О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.

Виды узлов и их вязание на верёвке

Виды узлов

Каждому из нас когда-нибудь приходилось сталкиваться с процессом вязания узлов. Иногда нужно завязать простой узелок. Но бывают случаи, когда необходимо завязать более надёжные соединения. Именно тогда и стоит прибегнуть к использованию всем известных «морских узлов». Зная дюжину из самых распространённых, можно подобрать нужный для каждой задачи, начиная с привязывания крючка на рыбалке и заканчивая поднятием объёмных грузов на верёвочном тросе.

Краткая история возникновения

История возникновения узловых соединений и петель берёт своё начало на заре времён. Издревле первобытные люди использовали узловые письма для передачи информации. За неимением других материалов для создания орудий труда и предметов быта также применялись такие соединения.

Однако наибольшую популярность техника плетения узлов приобрела с развитием мореходства. Уже тогда возникли предпосылки для создания системы узловых соединений, способных надёжно фиксировать корабельную оснастку.

История возникновения узлов

Моряками использовалась треугольная деревянная дощечка с привязанной верёвкой. На всей длине ее были завязаны узелки. Расстояние между ними было кратно определённой доли морской мили. Выбрасывая доску за борт, моряки засекали время разматывания бечёвки. Таким нехитрым образом они определяли скорость движения судна. Впоследствии эту единицу измерения назвали морской узел.

Из школьной программы нам хорошо знаком так называемый «гордиев узел». Им была привязана телега в храме Зевса во Фригии. Легенда гласила, что тот, кто сможет его развязать, легко покорит весь мир. Но это не удавалось сделать никому до великого полководца — Александра Македонского. Он просто разрубил связку мечом.

В конце двадцатого столетия популяризация туризма (а в частности альпинизма) дала новый толчок для развития техники плетения узлов. Немаловажная роль в третьем тысячелетии отводится вязанию рыболовных оснасток. В зависимости от способов ловли используются разные типы соединений.

Классификация по главным признакам

Виды узлов и способы их вязки делятся по ряду факторов. Отсюда можно разделить их по нескольким главным признакам:

Классификация узлов

  1. В основе самых сложных всегда лежат комбинации из простых. Соответственно, по степени сложности бывают простые и сложные (составные).
  2. В зависимости от количества изогнутых элементов и перехлестов основного шнура можно говорить о классификации по надёжности. Чем их меньше, тем связка крепче. Как правило, показатель крепости измеряется в процентах. Чем ближе его значение к ста, тем он более надёжен.
  3. По назначению можно выделить функциональные и декоративные. Если первые служат для каких-то определённых практических задач (связывание двух отрезков шнура, привязывание чего-либо, крепёж или другое), то вторые имеют чисто эстетический аспект (вязание украшений, браслетов или завязывание галстука, шарфа).

Существует ещё масса признаков, по которым можно квалифицировать узловые соединения и петли. Для полного познания потребуется изучить не один десяток книг по данной тематике. На практике же достаточно иметь представление о дюжине основных методов того, как вязать узлы на верёвке.

Виды и способы вязки

Если попытаться квалифицировать узлы и петли на группы по определённым признакам, то на такое занятие уйдёт очень много времени. В разных странах имеются свои названия и модификации одних и тех же видов. К тому же со временем вносятся конструктивные изменения в некоторые из них. Но все же стоит отметить наиболее часто применяемые соединения в различных сферах жизнедеятельности.

Соединение двух веревок

Основы вязания петель и узлов лучше всего начинать с изучения верёвочных видов:

Соединение двух веревок

  1. Для связывания верёвок одной толщины применяется простой. Довольно прост в изготовлении. Однако он имеет и ряд недостатков (при наличии периодических нагрузок ползёт по верёвке, трудно развязать, необходимо использовать контрольные узлы). Существует несколько разновидностей. Это ткацкий и рифовый узелки.
  2. Встречный узелок не подвержен саморазвязыванию, в отличие от простого. В лучшей мере предназначен для соединения двух шнуров различного диаметра и структуры. Позволяет привязывать к верёвке различные ленты.
  3. Необходимо знать шкотовый узел и как вязать его. Ведь он более надёжный, чем предыдущие. Отличительной чертой служит то, что сам узелок не затягивается при натяжении. При вязке верёвок разного диаметра лучше использовать брам-шкотовый.
  4. При вязке мягких шнуров, лент и прочей оснастки получили широкое применение узлы Хантера. Требуют определённого умения для правильного исполнения. Однако смотрятся довольно красиво.
  5. Для связывания двух отрезков монофильной лески широко используются змеиные узелки. Очень часто фидеристы привязывают шок-лидер именно таким узловым соединением. Узелок свободно проходит через пропускные кольца, не создавая дополнительных помех.

Для привязывания объектов

Освоив вышеназванные соединения, можно переходить к крепёжным узлам. Из них стоит выделить несколько основных:

  1. Удавка — прост в освоении и довольно надёжен. Наибольшую крепость набирает при использовании более четырёх внутренних оборотов. Наилучшим применением служит постоянная равномерная нагрузка. При её отсутствии довольно легко развязывается.
  2. Для временного крепежа предназначен быстро развязывающийся узелок. Один конец используется для удержания груза. Потянув за второй, можно быстро освободить весь шнур. Незаменим в случаях, когда нужно опустить груз и вернуть верёвку.

Туристам и альпинистам

Туристические узлы имеют, как правило, узкую специализацию. Их применяют для вязки функциональных петель:

Узел Булинь

  1. Булинь — простой, но очень надёжный узел. Используется как для крепежа, так и для создания незатягивающихся петелек.
  2. Для создания прочных страховочных петель в альпинизме — Швейцарский (проводник).
  3. Для точечного крепления определённых грузов на всей длине шнура — ездовой альпинистский.
  4. Для переноса любых ёмкостей, не имеющих специальных приспособлений для этого, используется амфорный.
  5. Бочечный применяют для поднятия на высоту различных бочек или подобных сосудов.

В помощь рыболову

Особое место занимают рыболовные узлы. В зависимости от применяемого материала основного шнура (монофильная леска, плетёнка, флюорокарбон) и диаметра используются те или иные узловые соединения:

Рыболовные узлы

  1. Штыковой — самый простой узелок. Используется для крепления крючка к монофильной леске. Не применяется на плетёнке и других материалах.
  2. Паламар — для крепления вертлюжков, отводных поводков, крючков, грузил и много другого. Наибольшее распространение среди спиннингистов получил при использовании разнесённой оснастки дроп-шот. К недостаткам можно отнести только то, что приходится складывать леску вдвое, чтобы вдеть в ушко. При использовании крупных диаметров такой узел трудно выполним.
  3. Клинч — самый распространённый узелок для привязывания крючка к плетёной леске. Довольно прост в исполнении. В то же время очень надёжно фиксирует снасть. Не рекомендуется применять это узловое соединение для подвижных элементов оснастки (заводные кольца, карабинчики и другое).
  4. Ступенчатый — для привязывания крюка с колечком. Вяжется быстро и держит эффективно.
  5. Заграничный — используется для различных отводов и дополнительных крючков посередине основной лески. Фидеристы используют его при монтаже оснастки «петля Гарднера».
  6. «Восьмёрка» — петлевой (реже узловой) монтаж. Первый предназначен для быстрого монтажа поводков методом «петля в петлю», второй служит ограничителем на конце основного шнура.

Для декоративных поделок

Основной смысловой нагрузкой такого плетения неоспоримо является духовное или эстетическое восприятие. С давних пор определённым переплетениям принадлежала религиозная или мистическая подоплёка.

Язычники изготавливали себе оберегающие амулеты и браслеты из различного вида узлов. С развитием христианства на первый план вышла декоративная функция плетения:

Декоративные узлы

  1. Бриллиантовый — является, пожалуй, одним из самых красивых узлов. Вяжется из двух концов одной верёвки либо из двух разных. Наиболее красив во втором варианте с использованием разных цветов бечёвки. Завязать такой узел новичку будет непросто. Необходимо отметить, что тут требуется определённая сноровка. Однако со временем можно научиться исполнять его с закрытыми глазами. Поэтому не стоит отчаиваться, если на начальных этапах что-то не получается.
  2. Венок — для плетения нужно не менее трёх концов бечевы. Обматывая по кругу каждый из свободных кончиков, можно добиться плетения необычайной красоты. В связи с тем, что отрезков шнура может быть три и более, нужно с особой внимательностью следить за последовательным чередованием. Иначе плетение утратит свою красоту.
  3. Обезьяний кулак — появился на флоте. Уложив внутрь узла тяжёлый предмет (будь то камень или что-то иное), узел завязывали на конце верёвки. Таким образом, получался своеобразный утяжелитель бечевы. Он требовался для переброса верёвок между кораблями при швартовке.
  4. Репсовый — лежит в основе декоративного плетения макраме. Двойное петлевание позволяет создать как плотную основу, так и более гибкую. В зависимости от направления основной нити бывает горизонтальное и вертикальное исполнение.

В каждом направлении имеется десяток проверенных временем узлов. Поэтому не стоит забивать голову детальной информацией о различных модификациях. Лучше выбрать для себя дюжину определённых. Но для этого понадобится только практический опыт их использования.

Несколько основополагающих терминов

Если начать вдаваться в подробности вязания тех или иных узлов, то в нужной литературе можно встретить набор определённых специфических терминов. Имея общее представление о них, будет намного проще осмыслить нужную информацию:

Встречные узлы

  • Трос — верёвка, получаемая при свивании нескольких натуральных или синтетических прядей. Имеет более плотную структуру. Синонимом слова служит канат.
  • Коренной конец не используется при вязании, в отличие от ходового.
  • Петля бывает открытая или закрытая (калышка) — кольцеобразная часть верёвки, не имеющая или имеющая перекрестие между собой.
  • Полуузел представляет собой один перехлест двух концов (верёвок).
  • Обнос — это огибание бечевой какого-либо предмета либо другого троса.
  • Полный обхват шнуром предмета (другого шнура) называется шлагом.

Любые знания, в том числе и о плетении узлов, обязательно пригодятся в повседневной жизни. Так или иначе, любая сфера жизнедеятельности, будь то хобби или повседневная работа, связана с этой наукой. Поэтому проведя пару вечеров за основами плетения узлов, можно избежать большинства трудностей в будущем.

Как научиться вязать морские узлы

Морские узлы для начинающих яхтсменов — один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы — искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства — волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное — просто.

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел — на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Как научиться вязать морские узлы

  1. Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
  2. Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку — выйдет «бабий» узел.
  3. Затяните.

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать простой штык:

  1. Создать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести ходовой конец под или над веревкой.
  3. Повторить действие в том же направлении, чтобы петли были завязаны одинаково.
  4. Сделать петлю вокруг веревки.
  5. Закрепить.

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

vyblenochniy-1.jpg

Как вязать выбленочный узел:

  1. Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
  2. Сделать перехлест.
  3. Провести конец через получившуюся петлю.
  4. Крепко затянуть.

Беседочный узел

Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название — булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать беседочный узел:

  • Формируем на конце петлю.
  • Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
  • Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
  • Аккуратно затягиваем узел.

Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов — обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.

Источники:

http://alpnso.ru/ru/tekhnika-vyazaniya-uzlov/
https://wlooks.ru/turisticheskoe-snaryazhenie/uzly/
https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/uzly/vidy-uzlov-i-ih-vyazanie-na-verevke.html
https://www.sportflot.ru/content/articles/morskie-uzli/

Узлы для веревки

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru