Узлы используемые в альпинизме и горном туризме

Узлы используемые в альпинизме и горном туризме

Узел в скалолазании и альпинизме относится к базовым элементам. Для альпиниста практика работы с узлами имеет такое же ключевое значение, какое имело умение вязать морские узлы во времена парусного судоходства. Будет правильно сказать, что основы современной техники узловязания формировались именно в ту, допароходную, эпоху. Матросам приходилось лазить по мачтам на приличной высоте и фиксировать паруса таким образом, чтобы они выдерживали огромную силу ветра, толкавшую судно.

Требования с тех пор мало изменились. Они должны быть крепкими, обеспечивать надежную фиксацию и по возможности легко развязываться.

Какие узлы бывают

Никто не сможет дать точный ответ на вопрос о том, сколько существует вариантов завязать узел. Со всеми вариациями и нюансами их наберется пара-тройка тысяч. Понятно, что вряд ли существует человек, который хотя бы в теории знает все из них.

Принято выделять базовый набор, который должен быть освоен любым человеком, намеревающимся заняться альпинизмом. В этой категории следует назвать:

  • фламандский (восьмерка);
  • двойной рыбацкий (грейпвайн);
  • итальянский (UIAA);
  • стремя;
  • прусик;
  • дубовый.

Также можно выделить блок основных дополнительных узлов, которые применяются более опытными альпинистами:

  • булинь;
  • австрийский проводник (бабочка);
  • австрийский схватывающий;
  • французский схватывающий;
  • узел Мунтера;
  • петля Гарда.

Общие правила

  1. Вязать определенный узел следует всегда одинаково, без каких-либо вариантов.
  2. Узлы должны быть «красивыми», иметь правильный рисунок, не иметь перехлестов.
  3. Обязательно хорошо затягивать веревку.
  4. Длина свободных концов – от 6 диаметров веревки.

Базовые узлы

Владения базовыми узлами и умения их комбинировать достаточно для решения большинства альпинистских задач.

Фламандский (восьмерка)

Самый простой, универсальный и наиболее многофункциональный узел. Используется для страховки, для связывания двух веревок, для организации связки. Имеет несколько вариантов исполнения:

  • Простая восьмерка (для страховки)
  • Двойная восьмерка (для организации станции страховки повышенной надежности)
  • Встречная восьмерка (связывание концов двух веревок)

Получил свое название, потому что, завязываясь, веревка «рисует» цифру «8».

Двойной рыбацкий (грейпвайн)

Один из надежнейших, который, в отличие от фламандской восьмерки, подходит и для связывания веревок разного диаметра. Для этого веревки кладутся параллельно. Сначала одна веревка вяжется на другой, затем – наоборот. Особенность грейпвайна – требуется хорошо затягивать. Небольшой недостаток – сложно развязать.

Итальянский (полустремя, UIAA) и стремя

Узел необходимо знать, т.к. он используется при подъеме или дюльфере в случае отсутствия страховочного устройства. Представляет собой полторы петли, закрепленные в грушевидном карабине. Он обеспечивает хорошее скольжение веревки. Позволяет контролировать ход троса, страхуясь от падения.

Стремя — это усложненный вариант итальянского полустремени. Представляет собой две петли, закрепленные на карабине, на опоре, на любом предмете с гладкой поверхностью, а также на дереве, столбе и т. д. Используется для изготовления стремян, носилок.

Прусик

Относится к группе схватывающих узлов. Вяжется вспомогательной веревкой (репшнур) на основную веревку. Используется для страховки при подъеме и спуске, при подъеме груза, при натягивании веревки на переправе. Плюсом прусика является его «двойное» состояние. Если репшнур ослаблен, он легко перемещается по веревке, а при приложении нагрузки затягивается и останавливает движение.

Важно соотношение диаметра репшнура и основы – 2:3. То есть при диаметре репшнура 7 мм, основа должна быть примерно 10 мм. Также репшнур должен быть мягким, с нейлоновой оплеткой. Следует избегать веревок из кевлара и дайнимы.

Дубовый узел

Преимущество – способность наилучшим образом проходить препятствия и не застревать в рельефных расчленениях. Является безопасной альтернативой встречной восьмерке при спуске по двойной веревке с необходимость дальнейшего продергивания.

Узел просто вязать (он также называется простым плоским) – на конце веревки, в середине, одним концом. При загрузке затягивается. На жестких веревках при большой нагрузке медленно ползет. Но в любом случае, нагрузка, при которой дубовый узел начинает ползти, в два раза превышает ту, при которой проскальзывает восьмерка. Сфера использования широка: для крепления петли к чему-либо, для привязывания прусика к страховочной системе, использовать в роли узла «на всякий случай» при подъеме и другие ситуации.

Дополнительные узлы

Несмотря на то, что основные задачи в альпинизме могут выполняться только с применением базового узлового набора, более сложные дополнительные варианты позволяют действовать эффективнее и быстрее. Большинство из них требует вязать обязательный контрольный узел впритык к контролируемому.

Булинь

Надежный, но ограниченный в применении узел. Он не подходит для привязывания к веревке, для блокировки грудной обвязки. Основное применение – привязывание к опоре: к дереву, кольцам, столбу, камню. При переменных нагрузках имеет тенденцию ползти. Плюсы: сильно не затягивается, легко развязывается, в связи с чем широко применяется в скалолазании. В булине нельзя нагружать станционную петлю, но только основную выходящую веревку.

Австрийский проводник (Бабочка)

Легкий и в некоторых ситуациях незаменимый. Используется для формирования тормозящих узлов в связке, для изоляции поврежденного участка веревки, для формирования точки крепления на веревке, для связывания двух веревок одного диаметра. Почти не требует навыков, его легко могут вязать даже новички. После снятия нагрузки легко развязывается.

Австрийский схватывающий

Схема и предназначение – те же, что и у прусика. Может выполнять функции страховочного устройства, зажима, использоваться для фиксации на веревке. Австрийский схватывающий считается лучшим для использования в экстремальных условиях: на обледеневшей, грязной, мокрой веревке. Он жестко фиксируется на веревке, перегибая ее, сводя к минимуму проскальзывания. По этой причине он – не самый лучший выбор для организации подвесной переправы.

Количество оборотов репшнура вокруг основной веревки может быть увеличено на тонкой и скользкой веревке, чем достигается большая надежность. На двойной – наоборот, уменьшено. Среднее количество оборотов — от 6 до 10. Соотношение диаметра репшнура и основы имеет такое же значение, как и в прусике.

Французский схватывающий

Лайт-версия австрийского варианта. Он более мобилен на основной веревке. Подходит для ситуаций, когда систему необходимо ослабить под нагрузкой, например, при проведении спасательных мероприятий и аварийном спуске пострадавшего. По сравнению с прусиком и австрийским схватывающим требует приложения меньших усилий для управления.

Узел Мунтера

Сложная узловая комбинация: полустремени, рифового и контрольного узлов. Используется при организации переправы, для закрепления к станции схватывающего узла, для блокировки страховочно-спусковых устройств.

Петля Гарда

Имеет ограниченную сферу применения. Используется при организации подъема груза в системе полиспаста. Так как петля основательно фиксируется оказываемой нагрузкой, ее не используют в качестве верхней страховки.

Его просто вязать, что позволяет свести к минимуму требования к состоянию веревки. Петля прекрасно справляется с работой на мокрых, грязных и обледеневших веревках. Эффективна только при обвязывании двух немуфтованных карабинов, которые, в свою очередь, должны крепиться к свободной петле. Только в такой системе петля Гарда будет функционировать правильно.

Рыбацкие узлы

узлы

Одним из важнейших элементов снасти, которым нужно придавать особое значение, являются рыболовные узлы. От правильности их выполнения порой зависит результат очередного выезда на водоем. Обидно бывает из-за некачественного соединения частей оснастки упустить выдающийся трофей или потерять любимую приманку.

Сегодняшний обзор позволит выбрать оптимальный узел на все случаи жизни. Здесь же мы представим графические схемы и видео вязания наиболее популярных соединений для рыбалки.

Требования

К узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их внедрения.

  • завязываться просто (и легко запоминаться);
  • не развязываться самопроизвольно под нагрузкой либо после её снятия;
  • не «ползти» при переменных нагрузках;
  • не затягиваться «намертво» без необходимости;
  • соответствовать собственному предназначению.

Области применения

Все рыбацкие узлы можно классифицировать по тому, где и как они используются в рыболовной снасти. По этому критерию выделяют следующие их виды:

  • стопорные;
  • для связывания двух лесок, в том числе разных по материалу;
  • для привязывания крючков;
  • для рыболовной фурнитуры;
  • узлы-петли;
  • универсальные.

Универсальными некоторые узлы называются из-за того, что их можно использовать в различных соединениях.

Стопорные

Назначение этого типа узлов понятно из его названия – он работает в качестве стопора в ряде рыболовных оснасток. Чаще всего он применяется в монтаже удочки со скользящим поплавком. Здесь он ограничивает вертикальный ход важнейшего элемента снасти и задает глубину расположения крючка с приманкой.

Узелок завязывают непосредственно на леске выше поплавка и делают его скользящим. Это необходимо для оперативной настройки снасти. Кроме этого, к нему предъявляют и такие требования:

  • Надежная фиксация на леске, исключающая смещение поплавка. Иногда для предотвращения этого ставят сразу два стопора.
  • Скользить узел должен не самопроизвольно, в момент заброса или вываживания, а только будучи передвигаемым самим рыболовом, причем с некоторым усилием.
  • Он должен легко проходить через все колечки удилища, включая самое миниатюрное на тюльпане. Это необходимо в том случае, когда глубина ловли значительно превышает свис оснастки.
  • Ни в процессе завязывания, ни при перемещении по оснастке стопор не должен деформировать основную леску, чтобы не ослаблять ее прочность.

Маркерный

Этот узелок, кроме функции стопора для поплавочной снасти, может быть применен в качестве маркера для фидера. В этом случае его вяжут на основной леске для контроля дальности заброса оснастки.

Важно! Перед окончательным затягиванием узла его необходимо смочить водой или слюной во избежание деформации лески.

Двойной

Двойной стопор вяжется из отрезка сложенной вдвое лески. Он получается более толстым, чем маркер, поэтому применять нужно более тонкие жилки, иначе будет затруднительно проскальзывать сквозь кольца.

Для связывания двух лесок

В большинстве рыболовных снастей применяются поводки, одна из областей применения таких улов именно эта. Кроме этого, ими можно:

    и шок лидер, причем использовать для соединения лески из разных материалов и диаметров;
  • оперативно восстановить обрыв оснастки;
  • сделать соединение подлеска с основой.

Тройной

Этот один их простейших рыбацких узлов в полной мере можно назвать универсальным. Его используют многие рыболовы в самых разных случаях.

Тройной

Так вяжется простейший тройной узел.

Из-за тройного перехлестывания сразу двух жилок соединение получается толстым и немного грубоватым. Поэтому применять его нужно в тех местах оснастки, где не нужна особая изящность, а важна лишь прочность.

Blood knot

Это название переводят на русский язык по-разному. Чаще всего – просто «кровавым», а иногда – «кровные узы». Второе имя, на наш взгляд, лучше отражает суть узла, ведь соединение выполняется аналогичными действиями на обоих частях лески.

Blood knot

Схема вязания «кровных уз».

Важно! Для соединения слишком разных по толщине лесок «кровавые узы» лучше не применять.

Многим рыболовам представленный узел также известен, как «змеиный».

Морковка

Свое название соединение получило из-за характерной конической формы готового узла. Благодаря этому считается одним из лучших для связывания основной плетеной лески и монофильного шок-лидера.

Лидер

Еще один вариант для связывания основы с шок-лидером. Соединение также получается миниатюрным, позволяющим легко скользить сквозь кольца на бланке удилища.

Лидер

Лидер – типичный самозатягивающийся узел. Чем дольше работает снасть, тем крепче становится соединение.

Олбрайт

Этот узел особенно хорош в соединениях тонких лесок и шнуров. Причем материалы обеих жилок могу иметь совершенно разные структуры и диаметры.

Олбрайт

Олбрайт (Albright Knot) отлично подходит для соединения лесок, значительно отличающихся между собой по диаметру, и лесок разного типа, например, плетенка + флюорокарбон.

Для привязывания крючков и рыболовной фурнитуры

Важнее всего в построении рыболовной снасти грамотное привязывание крючка, вертлюжка или другого элемента рыболовной фурнитуры. Далее мы рассмотрим варианты соединений именно этого типа.

Паломар

Паломар применяет подавляющее количество рыболовов-спиннингистов для монтажа своих приманок. Узел прост, но многие не понимают, как его правильно вязать, поэтому мы вместе со схемой дадим краткую пошаговую инструкцию.

Паломар

С помощью паломара можно вязать и крючки поплавочной удочки, но в основном он предназначен для спиннинга.

Порядок создания паломара таков:

  1. Конец лески около 20 сантиметров складываем вдвое.
  2. Образовавшуюся петлю вводим в ушко вертлюга, карабина или приманки.
  3. Перехлестываем ею рабочую нить с образованием простого узла.
  4. Набрасываем петлю на элемент оснастки сверху и опускаем ее до основания.
  5. Затягиваем, потянув одновременно за рабочий и ходовой концы лески.
  6. Отрезаем лишнее, оставляя примерно один сантиметр.

Рапала

Этот узел рекомендовал еще легендарный финн Лаури Рапала для монтажа спиннинговых приманок в том случае, когда требуется свободное движение леске в колечке воблера или блесны.

Рапала

«Рапала» дает приманке дополнительную степень свободы при проводке в толще воды.

Тромбонная петля

Этот узел – один из популярнейших для привязывания крючков, его также часто называют «наружная обмотка цевья».

  1. Берём леску и складываем её вдвое так, чтобы хвосты располагались параллельно цевью крючка.
  2. Сложенную петлю прижимаем к основанию крючка.
  3. Далее рабочим концом лески делаем 6–8 оборотов вокруг цевья.
  4. Конец лески аккуратно продеваем в получившуюся петельку и затягиваем.

Гриннер

«Гриннер», или «Юни» можно считать своего рода универсальным узлом по применению как в направлениях рыбалки, так и в местах крепления различных элементов. Это соединение представляет собой самозатягивающуюся петлю, которая становится крепче в процессе эксплуатации.

Гриннер

Кроме своего прямого назначения, узел Гриннер используется для фиксации петель плавающих насадок в некоторых видах карповых и фидерных монтажей.

Улучшенный клинч

Клинч и улучшенный клинч так же, как и предыдущий узел, зарекомендовали себя, как наиболее крепкие соединения лески с крючком или вертлюжком. Они используются для любых типов лесок: монофильной, плетеной, флюорокарбоновой.

Клинч

Простой «Клинч» мало отличается от улучшенного, в нем на последнем шаге кончик лески не проводится в большую петлю.

Безузловой

Это соединение лески с крючком называется так оригинально из-за того, что при его создании не образуется узел в прямом нашем понимании. Безузловка позволяет быстро связать волосяную оснастку. Каждый карпятник владеет техникой ее изготовления в совершенстве.

Безузловой

Длина и свобода волоса может определяться количеством витков лески вокруг цевья крючка.

Внимание! Получившаяся в ходе вязки петля служит для монтажа бойла, кукурузы или иной приманки.

Петли

В рыболовных монтажах часто используются петли. Они служат для соединения частей оснастки и для размещения в них дополнительных элементов.

Простая

Простая петля или «восьмерка» известна большинству рыболовов и не представляет собой ничего сложного.

Хирургическая

Этот тип петли отличается от предыдущей только количеством витков.

Хирургическая

При вязании хирургической петли производится три перехлеста двойной жилки.

Соединение петля в петлю

Популярное соединение позволяет быстро сочленять две части оснастки. При этом нужно соблюдать правильность расположения лесок.

Опишем процесс на примере подсоединения поводка к основной леске:

  1. Конец поводка с крючком продеваем в петлю основной лески.
  2. Затем крючок пропускаем через петлю на поводке.
  3. Осторожно подтягиваем петли друг к другу.
  4. Убедившись в правильности расположения петель, затягиваем.

Другие случаи применения узлов

Ранее сказанное относилось исключительно к любительским снастям на основе той или иной лески. Но ведь в рыбалке есть и другие места, где нужны разного вида узлы.

Рыбацкий штык

Например, каким узлом можно привязать якорь для лодки? Для этого существует отличный узел, известный многим под названием «рыбацкий штык».

  1. Канат нужно пропустить в отверстие якоря и сделать один виток.
  2. Далее необходимо завести конец шнура за основную веревку и продеть в обе получившиеся петли.
  3. Еще один раз следует заправить конец каната за основу и продеть в образованную петлю.
  4. Затем закрепить конец к основе тонким шнуром, пластиковой стяжкой или мягкой проволокой из любого металла.

Для посадки сетей

Интересные узлы применяются для рыболовных сетей, в частности, для их так называемой посадки. Одним из лучших в этом ряду считается «свиное копытце».

Для посадки сетей

«Свиным копытом» основное полотно сети крепится к растяжкам.

Рыболовные узловязы

В некоторых случаях при вязке узлов не обойтись без специальных приспособлений. Продолжая тему о сетях, скажем, что опытные рыболовы в этом случае применяют специальный челнок.

Челнок

Челнок с предварительно намотанной леской или шнуром позволяет операции по вязанию сети производить быстро, не путаясь в нитях.

Следующие приспособления призваны помочь людям с нарушениями мелкой моторики пальцев. С их помощью можно оперативно создавать нужные петли или привязывать крючки.

Схема работы петлевяза

Схема работы петлевяза при создании хирургической петли.

Узловязы для крючков имеются в двух вариантах:

Если простой узловяз можно сделать из подручных средств, то автоматический обычно заказывают по интернету у наших друзей – китайцев.

узловяз с двойной иглой

В ручке этого узловяза имеется двойная игла для создания петель.

Автоматический узловяз может работать от батарейки или от вращения рукоятки.

Прочность рыболовных соединений

В конце статьи приведем данные испытаний, которые проводились по выявлению прочности рыболовных узлов.

Наименование узла Процент сохранения узлом первоначальной прочности лески
Петля в петлю 95
Паломар 94
Хоумер 89
Гриннер 85
Тройной 80
Усовершенствованный клинч 79
Кровные узы 76
Клинч 74

Заключение

Важность знания рыболовных узлов неоспорима. При этом не следует стараться выучить их все, главное – хорошо уметь вязать наиболее приемлемые для вас 2–3 варианта, тогда вы будете уверены в прочности своей снасти.

Узлы для туризма

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: <прямой>, <ткацкий>, <встречный>, <грейпвайн>.

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: <академический>, <брамшкотовый>.

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): <простой проводник>, <восьмерка>, <серединный австрийский проводник>, <двойной проводник>.

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: <удавка>, <булинь>, <стремя>.

5. Вспомогательные узлы: <схватывающий>, <стремя>. Узел <стремя> может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Прямой узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается <бабий узел> (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто-роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на дру-га, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной сто-роны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правиль-ный рисунок узла показан на рисунке 57, г.

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправля-ется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем пет-лю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляет-ся, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя-зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас-правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Узел срединный австрийский проводник

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как пока-зано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того что-бы получился правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел двойной проводник, или заячьи уши

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется <пустышка> (рис. 63, а), затягивается (рис. 63, в) и завя-зывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда <пустышка> будет завязана наоборот, узел <двой-ной проводник> не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 63, в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. <Двойной проводник> не имеет контрольных узлов.

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления ве-ревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Далее ходовым концом веревки де лается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходово: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел <стремя> используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.


Узел <стремя> может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее <проводника> и <восьмерки>, потому что легче развязывается и его мож-но завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).

Узел булинь

Вяжется одним концом верев-ки вокруг опоры. Отступив от края

веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образо-вавшуюся петлю (рис. 67, а). Следующее действие: ходовым кон-цом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 67, в).


<Булинь> может быть завязан и другим способом, с помощью <пустышки>. Для этого вместо петли завязывается <пустышка> так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 68, а). Затем он проносится в петлю <пустышки>, и при натягивании рабочего конца петля <пустышки> вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 68, б). На получившемся узле <булинь> остается только завя-зать контрольный узел (рис. 68, в).

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди-аметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит-ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон-трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом <встречный> или <грейпвайн>.


Иногда <схватывающий> узел завязывается одним концом реп-шнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягива-ется, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным уз-лом (рис. 70, г).

Дополнительные узлы
Узел пустышка

Этот узел можно использовать при завязывании узлов <булинь> и <двойной проводник>, а также как самостоятельный узел (на-пример, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 71, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 71,6).

Маркировочный узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 72).

Узел является разновидностью <схватывающего> и может при-меняться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в ка-рабин (рис. 73, а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (рис. 73, б), затем муфта караби-на закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (рис. 73, в).

Карабинная удавка

Узел применяется для привя-зывания веревки к опоре. При-меняется, когда веревку необхо-димо сдернуть после спуска, на-пример.

На конце веревки завязывает-ся <восьмерка>, в нее вщелкива-ется карабин (рис. 74, а), затем

веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабо-чий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивает-ся, и узел затягивается (рис. 74, б).

Источник: Туризм и спортивное ориентирование Л.А.Вяткин г.Москва 2001

Как научиться вязать морские узлы

Морские узлы для начинающих яхтсменов — один из первых разделов обучения в парусной школе. Без этого невозможно настроить паруса, пришвартовать лодку или спустить трап. Умение вязать морские узлы — искусство, которое уходит корнями глубоко в прошлое, во времена инков и фараонов.

История морских узлов

Люди научились вязать узлы раньше, чем придумали колесо или научились добывать огонь. В ход могли идти любые подручные средства — волокна, стебли, сухожилия животных, при этом никаких специальных инструментов, кроме пары умелых рук, не требовалось. Все гениальное — просто.

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Изображения популярных сегодня морских узлов можно увидеть еще на древнеегипетских «Кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок, которым больше 5000 лет. Эти корабли должны были доставить душу умершего в Царство Мертвых. Археологи обнаружили беседочный узел и на уцелевших снастях корабля фараона Хеопса, а выбленочный узел — на одной из дверей, ведущей в гробницу фараона Тутанхамона.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Как научиться вязать морские узлы

  1. Скрестите две веревки так, чтобы сформировать полуузел.
  2. Еще раз повторите действие, но обязательно так, чтобы конец, лежащий поверх веревки, снова оказался сверху. Если допустить эту незаметную ошибку — выйдет «бабий» узел.
  3. Затяните.

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать простой штык:

  1. Создать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести ходовой конец под или над веревкой.
  3. Повторить действие в том же направлении, чтобы петли были завязаны одинаково.
  4. Сделать петлю вокруг веревки.
  5. Закрепить.

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

vyblenochniy-1.jpg

Как вязать выбленочный узел:

  1. Обнести ходовой коней вокруг объекта крепления.
  2. Сделать перехлест.
  3. Провести конец через получившуюся петлю.
  4. Крепко затянуть.

Беседочный узел

Без преувеличения, универсальный морской узел, который приходит на выручку чаще всего. Второе название — булинь. Преимущество в том, что им можно надежно соединить два отрезка веревки даже разные по толщине. Подходит для швартовки, обвязывания вокруг опоры и страховки. Беседочный узел легко вяжется не скользит, а шанс, что он развяжется очень низкий.

Как научиться вязать морские узлы

Как завязать беседочный узел:

  • Формируем на конце петлю.
  • Проводим ходовой конец через образовавшуюся петлю.
  • Ходовой конец проносим позади коренного и снова продеваем в петлю с обратной стороны.
  • Аккуратно затягиваем узел.

Доказано, что регулярная практика по вязанию узлов развивает координацию, мелкую моторику и улучшает зрение. Техника вязания морских узлов — обязательная часть программы курсов школы парусного спорта SportFlot. В реальной жизни все выглядит гораздо проще, чем на картинках, так что вы быстро освоите этот полезный навык, который пригодится не только на яхте, но и дома на суше.

Источники:

https://zextrem.com/gory/alpinizm/uzly-dlya-alpinizma.html
https://intellifishing.ru/snasti/rybackie-uzly
https://zatumanom.ru/site/articles/uzly-dlja-turizma/
https://www.sportflot.ru/content/articles/morskie-uzli/

Вязание узлов из веревки

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru