Конспект и рабочая карта по теме: "Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия". ОБЖ, 6 класс.
план-конспект урока по обж (6 класс)

Chepuhina Svetlana

Конспект и рабочая карта по ОБЖ, 6 класс. Тема: «Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_i_rabochaya_karta_po_teme_avtonomnoe_prebyvanie_cheloveka_v_prirodnoy_srede._dobrovolnaya_i_vynuzhdennaya_avtonomiya.docx 223.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. 6 класс

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или развитию экстремальных ситуаций.
2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.
3) Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

— формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности;

— познакомить обучающихся с безопасным поведением человека в природных условиях;

— обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций.

— способствовать развитию навыков познавательной деятельности;

— способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях;

— способствовать развитию коммуникативных компетенций.

— способствовать формированию бережного отношения к родной природе;

— способствовать воспитанию морально-волевых качеств, уверенности в своих силах;

— способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.

Тип урока: изучения нового материала.

Время урока: 40 минут.

Для учителя: план — конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор.

Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока.

Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных задач.

Замысел урока: « В каждых скитаниях существует риск заблудиться».

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.

  1. Организационный момент.
  2. «Минутка безопасности» (вопросы ПДД).
  3. Изучение нового материала:
  • Автономное существование;
  • Добровольная автономия;
  • Вынужденная автономия;
  • Правила личной безопасности при автономном существовании.
  1. Закрепление нового материала.
  2. Итоги урока.
  3. Домашнее задание.

Организационный момент (2 мин.)

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе.

Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?»

Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь.

Изучение нового материала

Многие мальчишки и девчонки мечтают сами пройти по нехоженой тропе, переплыть океан, подняться на воздушном шаре. А может случиться так, что волей неожиданного, нелепого случая, в результате чрезвычайного происшествия они окажутся один или с друзьями где-то в лесу, в поле.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, тема нашего урока: « Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия».

Учащиеся слушают учителя.

Примерный ответ: о вынужденном нахождении человека в природной среде, о том, как выжить человеку без благ, к которым он привык в обычных условиях.

— Как вы это понимаете «автономная существование»?

Учитель предлагает послушать и записать определения в тетрадь:

Автономная существование – это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным .

— Добровольная автономия -это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Но иногда, по воле обстоятельств, человек оказывается один на один с природой.

Это вынужденная автономия.

— Какие знания и умения ему потребуются, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

Примерный ответ: автономный – это когда человек оказывается один, без помощи, без продуктов и т.п.

Учащиеся выслушав, записывают определения в тетрадь, пользуясь заданием №1 РК ( автономное существование, добровольная автономия, вынужденная автономия )

Примерный ответ: человеку, который окажется в условиях автономного существования нужно уметь сделать себе временное жилище, суметь добыть пищу и приготовить себе еду, добыть воду и пр.

Учитель задает классу вопросы:

— Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?

-Что помогло этим людям выжить?

1) Робинзон Крузо, Федор Конюхов, при аварии самолёта – выжившие люди, при крушении на воде и т.п.

2) сила воли, знания, умения, опыт при нахождении в природной среде

Учитель: Экстремальные ситуации — не такие уж редкие, поэтому необходимо отработать некоторые правила поведения в них. С этой целью проводится игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Учащимся предлагается задание №2 РК.

Учащиеся преступают к выполнению задания №2 в РК.

После того как учащиеся закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, указанный учеником, соотносится с рядом эксперта. Выясняется, почему правильно так, как считают эксперты.

Учитель зачитывает ряд эксперта:

• Парашют красно-белого цвета.

Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало. В силу консервативности мышления, человеку трудно бывает представить себе, что «солнечный зайчик» может стоять в одном ряду с радио, электроникой, пиротехникой.

Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, на расстоянии 20 — 25 км, а в некоторых случаях — до 40 км.

Можно подавать сигналы дымом костра. В пустыне это могут быть банки с горюче-смазочными материалами (ГСМ).

Привлечь внимание экипажа можно и другими средствами: если имеется яркая палатка, купол парашюта, то их можно растянуть на открытой местности или привязать к вершине дерева (в нашем случае древообразного кактуса). Их будет отлично видно издалека.

• Одно пальто на каждого (резко-континентальный климат, перепад температур).

• Карманный фонарик (подача сигналов ночью).

• Большой пластиковый плащ (можно собрать конденсат — влагу при перепаде температур).

• Книга о съедобных животных.

• Компас (движение по пустыне в жару 47´С может привести к резкому обезвоживанию организма и к смерти; надо ждать помощь на месте).

Некоторые учащиеся зачитывают свои ответы, затем сравнивают с рядом эксперта.

(“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Учащиеся выполняют упражнения, после чего садятся за парты и продолжают работу.

Учитель: Самое главное в экстремальной ситуации — сохранять присутствие духа, не поддаваться панике.

Учитель подводит детей к составлению памятки «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» (памятка составляется на доске):

1) успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);

2) проанализируй ситуацию и выработай план действий;

3) один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.

В конце урока учитель раздает детям памятку.

Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты

питания и др. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

• оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;

• наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;

• подготовить временное укрытие;

• добыть воду и пищу.

План, который будет составлен в результате этого анализа, позволит человеку выработать наиболее пригодный образ действий и приступить к его выполнению.

Учащиеся слушают рассказ учителя и составляют памятку, выполняя задание №3 РК.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод: Можно поставить перед собой задачу исследовательского, спасительного характера, тогда создание условий для выживания становится лишь средством достижения цели и выполняется спокойнее.

Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное.

Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты питания и др.

Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:

• оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;

• наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;

• подготовить временное укрытие;

• добыть воду и пищу.

Учащиеся высказывают свои выводы по уроку.

Учитель предлагает выполнить задания №4,5 на закрепление в РК.

Учащиеся преступают к выполнению заданий в РК.

Учитель использует технику «рефлексивная мишень»

Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

Учитель предлагает познакомиться с д/з, задание № 6.

Учащиеся записывают задание в дневник.

« В каждых скитаниях существует риск заблудиться».

по теме: Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия.

1. Запишите определения в тетрадь:

Автономная существование – это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях.

Добровольная автономия -это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях

Вынужденная автономия – это когда человек по воле обстоятельств, оказывается один на один с природой.

2. Игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)». Прочитайте задание, решите данную задачу.

АВАРИЯ В ПУСТЫНЕ

Время — середина июля, 10 ч утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета в песчано-каменистой пустыне. Небольшой двухмоторный самолет, на котором вы летели, выгорел, целыми остались

только крылья. Все пассажиры остались невредимы. Летчик не мог передать по рации точное время аварии. Однако стало известно, что вы находитесь примерно в 100 км к юго-западу от рудника, ближайшего человеческого жилья.

Окрестности являются довольно плоскими, только местами растут бочковидные и древообразные кактусы, которые выглядят очень колючими. В последней метеосводке сообщалось, что в пустыне температура достигнет 40'С в тени, а это означает, что над почвой следует ожидать 47'С.

Вы легко одеты, на вас рубашка-безрукавка, 'длинные брюки, короткие носки и обычная уличная обувь. У каждого из участников экспедиции имеется носовой платок, деньги и личные документы, у одного из них — спички, у другого — шариковая ручка.

ПРОБЛЕМА. Прежде чем самолет загорелся, удалось спасти 15 предметов, перечисленных ниже. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е. Все предметы необходимо привести в определенную последовательность, одновременная привязка нескольких предметов к одному месту недопустима.

ЗАДАЧА. Каждый в индивидуальном порядке определяет последовательность этих 15 предметов.

Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е.

Карманный фонарик Парашют

Перочинный нож Соль

Карта района аварии Пистолет

Большой пластиковый плащ Спирт

Магнитный компас Солнечные очки на каждого

Санитарный ящик 2 литра воды на каждого

Одно пальто на каждого Книга о съедобных животных пустыни

3. Составьте памятку «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» , убрав лишние строки из перечня ( запишите полученную памятку в тетрадь ):

  • успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);
  • сразу съесть все имеющиеся продукты, чтобы они не были уничтожены дикими животными;
  • проанализируй ситуацию и выработай план действий;
  • проанализировать причины попадания в вынужденную автономию и постараться определить виновника сложившейся ситуации;
  • один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.

4. Ответьте на вопросы теста:

1. Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной? Укажите правильный ответ:

а) выполнение целей и задач похода;

б) обеспечение безопасности;

в) полное прохождение маршрута.

2. Какого цвета должна быть верхняя одежда туриста? Укажите правильный ответ :

а) однотонного цвета;

б) из камуфлированного материала;

в) яркая, демаскирующая.

3 . Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:

а) искать следы своих товарищей;

б) ждать, когда за вами вернутся;

в) не сходить с трассы, лыжни;

г) остановиться на развилке тропы;

д) построить временное жилище;

е) развести костер.

4. Что необходимо предпринять, если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы? Укажите в какой очередности вы будете выполнять указанные действия:

а) прислушаться к звукам;

б) определить, сколько времени двигались;

в) остановиться и оценить ситуацию;

г) найти возвышенное место и оглядеться;

д) вспомнить свой путь;

е) искать тропу или дорогу, ручей или реку;

ж) осмотреться, искать затесы или маркировку туристских маршрутов на деревьях;

з) выйти на тропу, дорогу, к ручью или реке и определить
направление выхода.

5. Прочитайте стишок (добавив недостающие слова), который поможет тебе справиться с неблагоприятными факторами:

Из ситуации любой

Выход я найду простой.

Голода я не боюсь,

Три недели _____________

Жажда – то, конечно, хуже,

Воду вскипячу из __________

В шалаше я ____________

А когда придет мороз,

Шарфом обмотаю ______

Коль пустынная жара

Не пойду в поход с ___________

Потерплю немного боль,

Раз болит – ещё __________

Буду до конца бороться,

Унывать мне не_____________

Слова – подсказки: придётся, нос, отосплюсь, продержусь, живой, лужи, утра.

6. Домашнее задание: Решите ситуационные задачи:

1) Группа туристов из пяти человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, чем через два-три дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

  • Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?
  • Какие временные жилища можно соорудить для защиты
    от холода, солнца и дождя?
  • Каким требованиям должно удовлетворять место, выбранное для лагеря?

Памятка для тех, кто отправляется в лес

— Изучите заранее место на карте.

— Не заходите вглубь незнакомой местности. Если все-таки решили идти, оставляйте на пути движения ориентиры, по которым можно будет вернуться к знакомому месту.

— Возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться заряженный сотовый телефон, компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Желательно также взять с собой котелок, продукты питания «на всякий случай» — легкие, но калорийные, воду, полиэтиленовую пленку для накидки или навеса от дождя.

— Отправляясь в лес, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы идете и когда планируете вернуться.

Если вы потерялись в лесу:

Надо сразу же остановиться, успокоиться и не продолжать дальнейшего движения, пока не будут соблюдены основные требования безопасности.

1. Оставаться на месте в течение часа. Это позволит группе, потерявшей своего коллегу, вернуться по пути следования и найти его.

2. Вернуться к месту последней стоянки и там подготовиться к ночлегу или ждать того момента, когда ваши товарищи вернутся за вами.

3. Не дождавшись своих товарищей, необходимо расчистить площадку на земле размером метр на метр и как можно точнее нарисовать карту-схему района нахождения. Нанести на «карту» как можно точнее свой путь следования. При этом не забывать основное правило составления карт: север — на верхнем обрезе карты, юг — на нижнем. В лесу самое главное — не терять самообладания и помнить следующее:

— не двигаться в темное время суток, ночь необходима для восстановления сил;
— не ходить по звериным тропам, т. к. они могут привести к встрече с животными, контакт с которыми нежелателен;
— не выходить на болотистые участки леса, особенно покрытые ряской;
— не есть незнакомые дикоросы — лучше попить воды. Без еды человек может прожить до 30 дней, а вот без воды всего лишь неделю.

5. При возможных шумах типа гудков автомобилей, локомотивов, других сигналов искусственного происхождения лучше всего идти на их звук, стараясь сохранять прямую линию своего движения, чего можно достичь зарубками, оставляемыми на деревьях. При этом направление своего движения необходимо контролировать не менее чем через три предмета, часто проверяя себя, оглядываясь назад и сверяя правильность движения по затесам на деревьях, сломанным веткам и т. д.

6. Если требуется ночевка, в первую очередь необходимо определить сухое место. Расположиться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытом месте. Временным укрытием могут служить навес, шалаш, землянка, чум. Выбор типа укрытия зависит от умения, способностей, трудолюбия и физического состояния человека. В теплое время можно ограничиться постройкой простейшего навеса.

7. Если самостоятельно выбраться не удается, позвоните спасателям по телефону 003, 010 или 112 (с сотового телефона), объясните ситуацию, вам помогут выйти, ориентируясь по карте, и необходимыми советами. При этом постарайтесь никуда не убегать от людей, которые вас ищут. Сядьте, разведите костер, возможно, дым привлечет внимание.

— Если расположить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце, биссектриса между часовой стрелкой и цифрой «2» укажет направление на юг.

— Полная луна занимает самое высокое положение над горизонтом, когда находится на юге. Также на южной стороне расположена широкая и пологая сторона муравейника, проталины у деревьев. Годовые кольца на спиле пня отдельно стоящего дерева, расположенные неравномерно, с южной стороны обычно толще.

— Деревья, пни и упавшие стволы больше гниют с северной стороны. Выпавшая утром роса дольше сохраняется с севера, мох на пнях располагается с северной стороны; кора березы и сосны на северной стороне темнее.

— Контур фигуры человека виден за 1-2 км, при наблюдении с земли ночью можно увидеть зарево от большого города и отблеск его огней на облаках за 40 и более км.

— Шум идущего поезда слышен за 10 км, шум грузовой машины, идущей по шоссе, — за 1-3 км, резкий свисток — за 0,5-2 км, звук от выстрела — за 0,5-4 км.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов.

6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».

Данная публикация иллюстрирует двадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо.

ОБЖ_10класс_1-2_Автономное пребывание человека в природной среде

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы.

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному сущ.

Занятие «Автономное пребывание человека в природной среде»

Добровольная и вынужденная автономия. Основы выживаемости. Ориентирование на местности.

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследован.

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.Автономное существование человека в природных условиях м.

Вынужденная автономия человека в природной среде: практические советы

Современные люди привыкли к наличию удобств. Мало кто из них может представить себе ситуацию, когда приходится существовать без электричества, водопроводной воды и прочих благ цивилизации. Однако никто не застрахован от неожиданного поворота судьбы. Примером может выступить вынужденная автономия человека в природной среде.

Как меняется поведение человека?

Безусловно, внутреннее состояние человека и манера его поведения не могут остаться неизменными в таких обстоятельствах. Обычно он бывает не готов к ситуации, в которой оказался. Ему приходится мириться с тем фактом, что собственная жизнь напрямую зависит от его действий.

Вынужденная автономия человека в природной среде ставит перед ним основную задачу: найти выход к людям. Это невозможно до тех пор, пока он не приведет в порядок мысли. Сделать это не так просто. Непривычные обстоятельства становятся причиной паники и отсутствия возможности адекватно оценить ситуацию.

Если человек успокоится и твердо поверит в себя, ему удастся принять верное решение.

От чего зависит безопасность человека?

Следующие факторы оказывают на него влияние:

  • общий уровень подготовки для выживания в экстремальных условиях;
  • личностные качества;
  • физическое состояние;
  • способность к мобилизации своих умений и знаний.

Последний параметр очень важен, ведь человеку придется фактически выживать. Это значит, что он где-то должен находить еду и питье. На случай непогоды понадобится специальное укрытие. Чтобы построить его, нужна смекалка. Не помешает здесь и опыт, хотя бы минимальный.

Даже если стоит ясная погода, необходим ночлег. Для его обустройства следует максимально оценить обстановку. Определите, нет ли потенциальных источников опасности.

Вынужденная автономия человека в природной среде потребует от него умения ориентироваться на местности. Он должен понимать, куда следует двигаться, чтобы попасть к людям. На возможность выжить большое влияние оказывает умение подавать сигналы бедствия.

Даже если вы не знаете, где находитесь, правильно поданный сигнал о вашем местонахождении даст возможность другим людям обнаружить вас.

Советы, как правильно себя вести

Вынужденная автономия человека в большинстве случаев заставляет его инстинктивно сохранять свои силы. Организм будто чувствует, что оказался в нелегкой ситуации. Он делает все возможное, чтобы уберечься от неблагоприятных факторов. Но, как бы там ни было, не помешают определенные советы тем, кто вынужден выживать.

Вы попали в экстремальные условия? В первую очередь успокойтесь! Взвесьте ситуацию. Определите факторы, представляющие наибольшую опасность. После этого подумайте, как можно избежать их.

По возможности определите, где вы находитесь сейчас. Примите решение, оставаться ли на месте в ожидании людей или двигаться им навстречу.

Вынужденная автономия человека в природной среде требует рационального распределения собственных сил. Это значит, что за тот или иной промежуток времени вам надо выполнять те или иные задачи. Они должны быть посильными. Помните, что переутомление является недопустимым.

Не забывайте повторять про себя, что паника не принесет ничего хорошего. Победите свой страх и держите под контролем эмоции.

Дополнительные рекомендации

Что еще важно сделать, когда имеет место автономия человека в природной среде?
Если есть пострадавшие, окажите им первую медицинскую помощь.

В случае аварии транспортных средств вы можете покинуть их пределы. Но перед этим важно взять с собой любое имущество, необходимое для выживания.

Когда лучше остаться на месте происшествия?

Когда лучше уйти с места происшествия?

Обратите внимание! Уходя с места аварии, непременно надо оставлять за собой зарубки на деревьях и прочие опознавательные знаки.

Выживание поневоле. Вынужденная автономия человека в природной среде: примеры из жизни

В 1960 году самоходная баржа, находившаяся у Курильских островов, попала в открытое море в результате урагана. На борту судна присутствовало 4 человека. Все они были военнослужащими. Погодные условия привели к выходу из строя радиосвязи. Двигатели прекратили работу.

Запасы продовольствия были минимальными. Они состояли из 2 ведер картошки и аварийного пакета продуктов, рассчитанного на 48 часов.

Люди искренне верили в то, что однажды их найдут и спасут. Эта вера помогла им продержаться довольно долго. Небольшой запас продуктов солдаты использовали очень экономно.

Наступил момент, когда провизия закончилась. Военнослужащие не растерялись. Они использовали для варки подметки ботинок и собственные кожаные ремни. После того как изделия становились мягкими, солдаты нарезали их на кусочки и съедали.

Как видите, условия могут быть довольно жестокими, когда имеет место вынужденная автономия человека в природной среде. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что в экстремальной ситуации может оказаться каждый из нас. Если вы любите ходить в походы, всегда существует опасность отстать от собственной группы или же заблудиться.

Даже если вы являетесь типичным городским жителем, никто не гарантирует, что завтра вам не придется думать о выживании. Например, вы летите в другой населенный пункт на самолете. Если он потерпит крушение, то может упасть в отдаленных от жилых поселений местах. Это и есть настоящая изоляция. От того, как вы себя поведете, зависит ваша дальнейшая участь.

Школе NET

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Онтонио Веселко

5 примеров вынужденной и добровольной автономии. Помогите, ребят

Лучший ответ:

Мари Умняшка

Примеры добровольной и вынужденной автономии человека существуют многие. Чтобы понятно было шестиклассникам, приведу такие, допустим:

-1. Добровольная автономия — это когда человек сам хочет и начинает жить в условиях естественной природы —

— спортсмены в летних лагерях, альпинисты в горах;

— геологи, археологи, военные в полевых условиях; и прочие подобные случаи.

-2. Вынужденная автономия возникает, если человек случайно попадает в природные условия не по своей воле, неожиданно для себя и вынужден выживать в новых условиях сам, как сумеет, —

Презентация на тему "Добровольная автономия человека в природной среде"

Презентация: Добровольная автономия человека в природной среде

Презентация на тему «Добровольная автономия человека в природной среде» повествует о возможности человека в познании мира.

Краткое содержание

  1. Добровольная автономия
  2. Главное-подготовка!
  3. Активный туризм
  4. Категории сложности
  5. Туризм
  6. Известные путешествия
  7. Вопросы и задания

Содержание

Презентация: Добровольная автономия человека в природной среде

Добровольная автономия человека в природной среде

Вспомним

  1. Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде?
  2. Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
  3. Назовите личные качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде, в автономном режиме.

Добровольная автономия

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Главное – подготовка!

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Активный туризм

Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Туризм

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Категории сложности

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категории сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и их технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода нe менее 6 дней, протяженность маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность не менее 300 км .

Определи цели

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская. Цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

  • Маршрут Амундсена (Норвегия)
  • Маршрут Скотта (Англия)

Руаль Амундсен

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчет позволил отряду Амундсена избежать на своем пути сильных морозов и затяжных метелей. Поход был совершен в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определенным Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Покорение полюса

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках.

14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.

Роберт Скотт

Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

С самого начала экспедиции Скотта пришлось пережить немало трудностей, отчасти из-за ошибок руководителя, отчасти из-за стечения обстоятельств. Мотосани вышли из строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе.

Победа и трагедия

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написана строчка из стихов знаменитого английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Ален Бомбар

Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в при морской больнице, был потрясен тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха»

Выжить можно

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать ее. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе заключено почти все, в чем нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать ее или просто выдавить из нее лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

На надувной лодке

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабженной парусом, провел в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счет того, что он добывал в море.

Не терять силы воли

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведенная с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней возможности.

Федор Конюхов

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Федор Конюхов в 2002 г. Он пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Маршрут

Гребной марафон Федор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

Подготовка

К этому плаванию Федор Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счету около сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и восхождений и 1000 cyток одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест — полюс высоты, мыс Горн — полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Федора Конюхова — это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Воспитай самого себя

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

Вопросы и задания

1. Прочитайте описание экспедиции Р.Амундсена и Р.Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедицияАмундсена прошла успешно, а экспедиция Скотта закончилась трагически?
2. Какую цель преследовал А.Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане?
3. Какие качества Федора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными?

Конспект

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствующие в отдельных участков земного шара. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Что такое пожар?

Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

Немного истории.

В статистических данных, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

С 12 по 19 век Москва выгорала частично или полностью около 60 раз.

В маленьком амбаре

лежит сто пожаров. (Спички).

ни угольев. (Свеча)

А иногда так упаду,

Что много горя принесу. (Искра).

По улице бежит. (Пожар).

А всё поедаю. (Огонь).

А теперь назовем причины пожара.

Причины пожара.

неосторожное обращение с огнём;

нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.

Не играй, дружок, со спичкой!�Помни ты: она мала, �Но от спички-невелички�Может дом сгореть дотла. �То, что спичка не игрушка,

знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

а то быть большой беде.

Опасные спутники огня.

Паника и растерянность.

Поражение электрическим током.

Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в пожарную часть. Назовите номер телефона пожарной части.

Если вдруг пожар возник, �То звонить обязан вмиг, �Как и всякий гражданин�В часть к пожарным “01″.

Вызов по телефону пожарной команды.

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

И кто об этом говорит!

Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре.

назвать адрес, где горит;

свой номер телефона;

на каком этаже горит;

как лучше подъехать к дому;

сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники).

Объясни пословицу.

Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

Пожар снежком не погасишь.

Затопила печку, а сама на крылечко.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ.

Немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы.

Оповестить окружающих об опасности.

Сообщить о пожаре в пожарную часть.

Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами.

Сохраняйте самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.

Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей, через задымлённые помещения двигайтесь ползком или пригнувшись – меньше вероятность задохнуться в дыму.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушить водой.

Для защиты от продуктов горения дышите через влажный платок, ткань.

При выходе из здания по задымлённой лестнице продвигайтесь вдоль стены.

Если горит электропроводка, обесточьте её, после чего попытайтесь потушить горящие элементы.

Проверь себя.

Как нужно покидать сильно задымлённую квартиру?

Двигаться в полный рост.

Двигаться в полный рост, накинув на голову увлажнённую ткань.

При приготовлении пищи загорелся жир на сковороде. Ваши действия?

Выключите газ. Сковороду плотно накроете крышкой.

Накинете на сковороду влажную ткань.

Зальёте сковороду водой.

Погасло пламя в горелке. Ваши действия.

Попытаетесь сразу же вновь зажечь газ.

Перекроете газ, а затем попытаетесь вновь зажечь его.

Перекроете газ. Откроете форточку и спустя какое-то время вновь зажжёте газ.

Пожар распространяется на мебель и другие предметы, а комната начинает наполняться дымом. Как вы поступите?

Как можно быстрее покинете комнату.

Попытаетесь потушить пожар.

Соберете ценные вещи, украшения и покинете комнату.

Теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности

Правила пожарные без запинки знайте, �Правила пожарные строго соблюдайте!�Утром, вечером и днем�Осторожен будь с огнем!

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствующие в отдельных участков земного шара. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Что такое пожар?

Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

Немного истории.

В статистических данных, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

Источники:

https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2019/03/03/konspekt-i-rabochaya-karta-po-teme
https://csnk.ru/vynyjdennaia-avtonomiia-cheloveka-v-prirodnoi-srede-prakticheskie-sovety/
https://shkole.net/QA/16397130/
https://pptcloud.ru/obzh/avtonomiachelovekavprirode

Вынужденная автономия человека в природной среде примеры

Добавить комментарий

Adblock
detector
Рейтинг@Mail.ru